АКУШЕРСТВО И ГИНЕКОЛОГИЯ 
Рациональное ведение родов относится к наиболее значимым разделам практического акушерства, поскольку погрешности в прогнозировании исхода родов через естественные родовые пути зачастую приводят к развитию родового травматизма матери и плода. Современные методы исследования и рациональная тактика ведения родов привели к снижению перинатальной смертности. Однако, несмотря на эти достижения, частота родового травматизма и последующей инвалидизации новорождённых все ещё держится на уровне, не приемлемом для XXI века.
Целью исследования явилось изучение структуры и исхода родового травматизма плода.
Материалы: литературные данные зарубежных и отечественных авторов за период с 2003 по 2018 гг.
Методы: систематический анализ и обобщение литературных данных.
Заключение. Несмотря на снижение уровня перинатальной смертности, проблема инвалидизации детей, а также нарушения качества жизни вследствие родовой травмы, остаётся актуальной. Это требует дальнейшего изучения, внедрения новых диагностических и клинико-прогностических технологий, направленных на снижение родового травматизма. Профилактика родового травматизма должна базироваться на своевременной дородовой диагностике макросомии плода, определении оптимального метода родоразрешения, исключении ятрогенных факторов агрессии в родах через естественные родовые пути.
БИОХИМИЯ 
Обоснование. Распространённость варикозной болезни вен малого таза у женщин (ВРВМТ) репродуктивного возраста колеблется в широких пределах – от 5,4 до 80 %, – из-за низкой специфичности и малой чувствительности клинических диагностических приёмов, и отсутствием биомаркеров, помогающих выявить формирование и прогрессирование ВРВМТ у женщин.
Цель исследования: выявить изменения уровней параметров системы «перекисное окисление липидов – антиоксидантная защита» при развитии варикозного расширения вен малого таза у женщин и возможности их диагностического использования.
Методы. Обследованы 200женщин, имевшие клинико-анамнестические данные и входящие в группу риска развития ВРВМТ. Контрольную группу составили 30женщин, у которых не было выявлено патологии венозной системы. Проведён сравнительный анализ показателей системы «перекисное окисление липидов – антиоксидантная защита» у женщин без ВРВМТ и с ВРВМТ с учётом степени тяжести патологического процесса.
Результаты. Получены наиболее информативные показатели процессов ПОЛ–АОЗ в периферической крови у женщин с ВРВМТ: концентрации диеновых конъюгат (ДК) при I степени тяжести патологического процесса и гидроперекисей липидов (ГПЛ), ДК и малонового диальдегида (МДА) при II и III степенях, изменения активности антиоксидантных ферментов по мере нарастания тяжести заболевания. Оценка уровня каталазы (Кат) и глутатионпероксидазы (ГП) показала их наибольшую информативность при I степени тяжести ВРВМТ, более значимыми маркерами тяжёлых форм патологического процесса являются концентрации глутатионредуктазы (ГР), глутатион-s-трансферазы (ГSТ) и восстановленного глутатиона (GSH).
Заключение. Проведённое исследование показало обоснованность и целесообразность исследования уровня показателей процессов ПОЛ–АОЗ при ВРВМТ у женщин. Установлена наибольшая диагностическая значимость ДК, Кат и ГП при начале развития заболевания, ГПЛ, ДК, МДА, ГР, ГSТ и GSH – при тяжёлых формах патологического процесса. Получены референсные значения для концентраций ДК, МДА, Кат, СОД и ГП, которые можно рассматривать в качестве предикторов развития заболевания.
ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ 
Обоснование. Доброкачественный характер язвы желудка, определённый при первичной видеоэзофагогастродуоденоскопии (ВЭГДС) в условиях кровотечения, либо в фазе неустойчивого гемостаза, не является постоянной характеристикой патологического процесса, так как большинство обследований заканчивается без мультифокальной биопсии в виду опасности рецидива геморрагии.
Цель исследования: при использовании рутинной браш-биопсии, морфологического и иммуногистохимического исследования оценить воспалительные изменения, регенераторные возможности периульценарной области и прогнозировать малигнизацию в ближайшем постгеморрагическом периоде.
Методы. В материале представлены данные исследований (ВЭГДС, браш-биопсии, морфологического и иммуногистохимического исследований) 49 пациентов, госпитализированных в хирургическое отделение по экстренным показаниям с диагнозом «желудочно-кишечное кровотечение», с верификацией впоследствии желудочной язвы. Критерии включения в анализ: состоявшееся кровотечение из язвы слизистой оболочки желудка, локализованной в антральном отделе или на малой кривизне, при низком риске рецидива кровотечения (Forrest 2C), наличие Helicobacter pylori.
Результаты. Браш-биопсия позволила в течение 2 дней после первой ВЭГДС установить доброкачественный характер язвенного поражения в 98 %. По данным морфологического исследования в 14,3 % была выявлена дисплазия в крае хронической язвы с началом регенерации. При наличии дисплазии отмечается выраженная реакция (+++) с ЦОГ-2 (×400) даже при язвенном дефекте размером до 1,0 см.
Заключение. С учётом полученные нами данных очевидно, что необходимо разработать строгий алгоритм динамического наблюдения пациентов с язвенными поражениями желудка, осложнённых кровотечением.
МИКРОБИОЛОГИЯ И ВИРУСОЛОГИЯ 
Обоснование. Разработка питательных сред, обеспечивающих максимальную скорость роста возбудителей инфекционных болезней с сохранением их биологических свойств, является актуальной. Перспективным направлением в данной области представляется использование синтетических биостимуляторов роста микроорганизмов.
Цель исследования: изучить возможность усовершенствования питательных сред для культивирования листерий и стафилококков с помощью биологически активного соединения трис(2-гидроксиэтил) аммоний 4-хлорфенилсульфанилацетата.
Материалы и методы. Объектами исследования служили: экспериментальная питательная среда для культивирования листерий сухая (СКЛ) для культивирования тест-штамма Listeria monocytogenes 766. В качестве среды-сравнения использовали коммерческую среду бульон Фразера, в который добавляли агар в концентрации 1,5 %. Тест штамм Staphylococcus aureus АТСС 6538-Р (FDA 209-P) культивировали на мясо-пептонном агаре с 1%-ной глюкозой. В качестве стимулятора роста исследовали соединение трис(2-гидроксиэтил)аммоний 4-хлорфенилсульфанилацетата в концентрации 10–4 вес. %. Контролем служила питательная среда без стимулятора. Специфическую активность питательных сред (показатель прорастания, чувствительность среды; скорость роста и культурально-морфологические свойства микроорганизмов) оценивали комплексом микробиологических методов.
Результаты. Исследования показали, что добавление стимулятора роста в питательные среды способствует росту колоний (на 10–50 %) и сокращает время их развития. При добавлении в питательную среду СКЛ стимулятора роста через 12 часов культивирования наблюдали начальный рост колоний тест-штамма L. monocytogenes 766 и через 6 часов культивирования на мясо-пептонном агаре с 1%-ной глюкозой тест-штамма S. aureus АТСС 6538‑P.
Заключение. Добавление биостимулятора роста трис(2-гидроксиэтил)аммоний 4-хлорфенилсульфанилацетата в концентрации 10–4 вес. % в питательную среду ускоряет рост листерий и стафилококков, позволяет сократить время выдачи результата анализа.
ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ 
Цель: изучить психическое состояние онкогинекологических пациентов, отношение к имеющемуся заболеванию и качество жизни.
Материал и методы. Исследование проводилось на базе Городской клинической больницы №1 г.Новосибирска. Основная группа (17 женщин в возрасте от 29 до 60 лет) включала пациенток с онкологическими заболеваниями наружных женских половых органов, раком яичников, матки; в группу сравнения вошли 20 человек в возрасте от 29 до 63 лет без онкологического заболевания в анамнезе.
Результаты. У онкогинекологических пациентов более выражена неудовлетворённость собственным телом; они искажённо воспринимают своё тело, что может быть обусловлено особенностями заболевания и спецификой лечения. У данной категории пациентов более выражено субъективное ощущение одиночества, однако оно находится в верхней границе нормы, что может означать факт погружения в себя, в свои переживания, а также ощущение чего-то утраченного в своём внутреннем мире. У онкогинекологических пациентов выявлен средний уровень качества жизни и низкие показатели психического компонента здоровья, что свидетельствует о сниженном функционировании и о значительном влиянии физического и эмоционального состояния пациента на его повседневную деятельность.
Заключение. Психическое состояние онкологического пациента, его способность противостоять стрессу, его отношение к имеющемуся заболеванию влияют на процесс лечения и дальнейшее качество жизни.
Обоснование. Суицидальное поведение при шизофрении коррелирует с выраженностью продуктивной и негативно-личностной симптоматики. Цель. Изучение клиники, эффективности и безопасности психофармакотерапии параноидной шизофрении с эпизодическим типом течения и шизотипического расстройства с наличием суицидального поведения.
Материал и методы. Изучены пациенты с параноидной шизофренией, эпизодическим типом течения (n = 19) и шизотипическим расстройством (n = 15), в клинической картине которых выявлены различные варианты суицидального поведения. Были использованы клинико-психопатологический, клинико-анамнестический, психометрический методы.
Результаты. Актуальный приступ параноидной шизофрении с наличием суицидального поведения характеризовался аффективно-бредовым (47,4 %), аффективно-галлюцинаторным (26,3%), галлюцинаторно-бредовым (21,1 %), галлюцинаторно-параноидным (15,8 %), онейроидно-кататоническим (5,3 %) синдромами. Суицидальное поведение было представлено суицидальными замыслами избежать преследования (42,1 %), воздействием «голосов» с приказом покончить жизнь (36,8 %), суицидальными попытками (21,1 %).
У пациентов с шизотипическим расстройством и суицидальным поведением выявлена депрессия (100 %), фобии (46,1 %), обсессии (15,3 %), суицидальные мысли (84,6 %) в виде утраты смысла жизни, суицидальные попытки (15,4 %).
Психофармакотерапия суицидального поведения при шизофрении и шизотипическом расстройстве включала использование антипсихотиков (атипичных и традиционных), антидепрессантов, транквилизаторов, нормотимиков. Среди пациентов с параноидной шизофренией снижение общего балла шкалы PANSS выявлено к 14-му дню терапии (р < 0,05). Эффективность терапии была обусловлена редукцией бреда, вербального галлюциноза, синдрома психического автоматизма, деактуализацией суицидального поведения. Среди пациентов с шизотипическим расстройством статистически достоверное снижение общего балла шкалы PANSS отмечено к 21-му дню терапии (р < 0,05). Благоприятная динамика характеризовалась уменьшением проявлений депрессии, суицидальных мыслей, утраты интересов, сенестопатий, навязчивостей.
Заключение. Ведение пациентов с шизофренией и расстройствами шизофренического спектра с суицидальным поведением включает анализ факторов риска, клинико-психопатологических особенностей, психофармакотерапии. Комбинированная терапия (антипсихотик, антидепрессант, нормотимик) способствует уменьшению психических расстройств и суицидальных тенденций.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 
Актуальность исследования. Bacillus anthracis – микроорганизм, который вызывает сибирскую язву. Это особо опасное инфекционное заболевание при нерациональной терапии приводит к системному распространению бактерий в организме через гистогематические барьеры. Бациллы проникают в головной мозг, впоследствии приводя к геморрагическому менингиту. Несмотря на интенсивную терапию антибиотиками, такой менингит трудноизлечим и поэтому высоко летален. Изучение особенностей изолятов сибиреязвенного микроба разного происхождения и генотипа является актуальным направлением исследований.
Цель исследования: изучение патоморфологических и гистологических изменений в отделах головного мозга экспериментальных животных при сибиреязвенной инфекции, вызванной B. anthracis с разным плазмидным спектром.
Материалы и методы исследования. Исследование проводили на 200 сертифицированных белых мышах, в качестве объектов исследования использовали штаммы: B. anthracis И-323 (рХО1- /рХО2- ), B. anthracis И-275 (рХО1- /рХО2- ) и B. anthracis И-217 (рХО1+ /рХО2- ). Материал (головной мозг мышей), забранный для гистологического исследования, заливался в парафин, затем с помощью микротома приготавливались срезы, окрашивались гематоксилин-эозином и толуидиновым синим по Нисслю. Оценивали степень поражения нейронов путём подсчёта полуколичественного фактора и определения средних размеров ядер нейронов, изучали численную плотность клеток в 1 мм2 . Микрофотосъёмку и количественный анализ выполняли, используя пакет прикладных программ «Motic Images Plus 2.0». Статистическую обработку результатов выполняли с помощью программы «Statistica 6.0».
Результаты исследования показали, что головной мозг заражённых мышей имеет признаки геморрагического лептоменингита, проявления которого наблюдаются ярче у мышей, заражённых слабовирулентными плазмидными штаммами B. anthracis и павших мышей.
Заключение. Многокомпонентный экзотоксин и специализированные белки, закодированные в плазмиде патогенности микроорганизма, позволяют B. anthracis легко преодолевать гистогематические барьеры и вызывать тяжёлую септическую форму сибирской язвы. Полученные в ходе исследования результаты дополняют имеющиеся сведения о патогенезе сибирской язвы и указывают на необходимость дальнейших исследований в данном направлении.
Обоснование. Одним из актуальных направлений в изучении возбудителя сибирской язвы остаётся исследование его факторов патогенности, к которым, прежде всего, относятся трёхкомпонентный токсин, капсула и связанные с ними структурные и регуляторные гены. Наличие или отсутствие этих факторов влияет на структурные изменения как в клеточном составе крови, так и в иммунокомпетентных органах макроорганизма.
Цель исследования: сравнительный анализ популяционного состава клеток костного мозга и периферической крови экспериментальных животных, инфицированных Bacillus anthracis разных генотипов.
Методы. Было проведено сравнительное исследование популяционного состава клеток красного костного мозга и периферической крови белых мышей в динамике инфекционного процесса, вызванного возбудителем B. anthracis разных генотипов. В красном костном мозге определяли индекс созревания нейтрофилов и лейко-эритроцитарное соотношение. В мазках периферической крови, окрашенных по методу Фрейфельда, выявляли степень выраженности патологической зернистости нейтрофилов. Статистическую обработку полученных данных проводили с помощью компьютерной программы «Статистика», версия 6 (Новосибирск). Достоверными считались результаты, если вероятность ошибки была меньше 0,05 (р < 0,05) по отношению к контролю.
Результаты. Выявлены различия в популяционном составе клеток костного мозга и периферической крови экспериментальных животных, инфицированных возбудителем B. anthracis, которые зависят от плазмидного состава исследованных штаммов.
Заключение. Полученные данные дают основания предположить, что выявленные различия изменений периферической крови и красного костного мозга экспериментальных животных могут быть связаны не только с плазмидным профилем исследованных штаммов, но и с особенностями их ферментативной активности, способности к адгезии и другими факторами.
ЛЕКЦИИ 
ISSN 2587-9596 (Online)