Preview

Acta Biomedica Scientifica

Расширенный поиск

Развитие метакогнитивных компетенций студентов в процессе конструирования математических задач для младших школьников

https://doi.org/10.29413/ABS.2022-7.2.23

Полный текст:

Аннотация

В статье представлено описание исследования результативности методических средств, направленных на развитие метакогнитивной компетентности у будущих учителей начальной школы, на занятиях по методике преподавания математики младшим школьникам.

Цель исследования – эмпирически проверить эффективность комплекса методических приёмов, применяемых на занятиях по методике преподавания математики будущим учителям начальной школы, как средства развития у них метакогнитивных компетенций. В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что одним из действенных средств развития метакогнитивных компетенций у будущих педагогов начальной школы являются специальные занятия по составлению ими оригинальных сценариев вербальных математических задач для младших школьников. Профессионально разработанная вербальная композиция математической задачи задаёт младшему школьнику вектор мыслительной деятельности. Она требует от разработчика выстраивания прогноза мыслительных действий ребёнка, определения алгоритмов и уровней трудности получения верного решения.

В исследовании использовались методы тестирования когнитивных характеристик студентов (интеллект) и экспертной оценки их «метакогнитивных знаний», «метакогнитивных умений», «метакогнитивного опыта» и «метакогнитивных стратегий». На формирующем этапе исследования применялись оригинальные методические приёмы, позволяющие стимулировать интерес студентов к составлению оригинальных композиций вербальных математических задач. Реализованные на учебных занятиях методические решения показали свою эффективность. Для практики подготовки будущих учителей начальной школы важно, что правильно организованная разработка композиций текстовых математических задач для младших школьников является эффективным средством развития у них метакогнитивных компетенций.

Об авторах

А. И. Савенков
ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»
Россия

доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, директор института педагогики и психологии образования

129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4



М. А. Романова
ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»
Россия

доктор психологических наук, профессор

129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4



П. В. Смирнова
ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»
Россия

кандидат психологических наук, доцент

129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4



Список литературы

1. Grigorenko EL. Creativity: А challenge for contemporary education. Comp Educ. 2019; 55(1): 116-132. doi: 10.1080/03050068.2018.1541665

2. Тихомирова Т.Н., Кузьмина Ю.В., Малых С.Б. Траектории развития скорости переработки информации в младшем школьном возрасте: лонгитюдное исследование. Психологический журнал. 2020; 41(2): 26-38. doi: 10.31857/S020595920008507-3

3. Agnoli S, Mancini G, Pozzoli T, Baldaro B, Russo PM, Surcinelli P. The interaction between emotional intelligence and cognitive ability in predicting scholastic performance in school-aged children. Pers Individ Differ. 2012. 53(5): 660-665. doi: 10.1016/j.paid.2012.05.020

4. Савенков А.И., Романова М.А. Основные факторы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009; 7(75): 234-238. doi: 10.1051/shsconf/20219804003

5. Baptista J, Osório A, Martins EC, Verissimo M, Martins C. Does social-behavioral adjustment mediate the relation betweenexecutive function and academic readiness? J Appl Dev Psychol. 2016; 46: 22-30. doi: 10.1016/j.appdev.2016.05.004

6. Savenkov AI, Karpova SI, Sukhova EI. Model of development of children’s giftedness in the Russian education system. Psychology and Education. 2018; 55(2): 74-84.

7. Банщикова Т.Н., Соколовский М.П., Моросанова В.И. Стратегии преодоления стрессовых ситуаций: психометрические характеристики русской версии методики. Сибирский психологический журнал. 2020; 76: 55-77. doi: 10.17223/17267080/76/4

8. Смирнова П.В. Развитие метакогнитивных навыков младших школьников в ходе проектно-исследовательского обучения. Психология одарённости и творчества: Сборник научных трудов II международной научно-практической онлайн-конференции (Москва, 27 ноября 2020 г.). М.; 2020: 160-163.

9. Flavell J. Metacognition and cognitive monitoring: A new area of cognitive-developmental inquiry. American Psychologist. 1979; 34(10): 906-911. doi: 10.1037/0003-066X.34.10.906

10. Фаликман М. Как правильно использовать знания о своих способностях. URL: https://vbudushee.ru/library/metapoznanie-kak-pravilno-ispolzovat-znaniya-o-svoikhsposobnostyakh/ [дата доступа: 23.11.2021].

11. Stanciu M, Dumitriu C, Clipa O, Ignat AA, Mâţă L, Brezuleanu C-O. Experimental research on metacognitive competence development at freshmen students from three Romanian universities. Procedia. Social and Behavioral Sciences. 2011; 29: 1914-1923. doi: 10.1016/j.sbspro.2011.11.441

12. Nbina JB, Viko B. The effect of instruction in metacognitive self-assessment strategy on chemistry self-efficacy and achievement of senior secondary school students in Rivers State, Nigeria. Academic Leadership: The Online Journal: 2010; 8(4): 19.

13. Yang C, Bai L. The use of metacognitive strategies by Chinese PhD students of social sciences in Australian universities. Int J Educ Res. 2019; 97: 43-52. doi: 10.1016/j.ijer.2019.06.007

14. Popandopulo A, Fominykh N, Kudesheva A. Do educators need metacognitive skills in today’s educational environment? Thinking Skills and Creativity. 2021; 41: 100878. doi: 10.1016/j.tsc.2021.100878

15. Song JHH, Loyal S, Lond B. Metacognitive Awareness Scale, Domain Specific (MCAS-DS): Assessing metacognitive awareness during raven’s progressive matrices. Front Psychol. 2021; 11: 607577. doi: 10.3389/fpsyg.2020.607577

16. Purpura DJ, Schmitt SA. Cross-domain development of early academic and cognitive skills. Early Child Res Q. 2019; 46: 1-4. doi: 10.1016/j.ecresq.2018.10.009

17. Rittle-Johnson B, Zippert EL, Boice KL. The roles of patterning and spatial skills in early mathematics development. Early Child Res Q. 2019; 46: 166-178. doi: 10.1016/j.ecresq.2018.03.006

18. Глизбург В.И. Топологические факторы развития математической одарённости. Психология одарённости и творчества. М.; 2019: 433-436.

19. Калинченко А.Н., Романова М.А. Элементы логики в начальной школе. Начальная школа. 2020; 9: 66-67.

20. Поставнев В.М., Поставнева И.В., Двойнин А.М., Романова М.А. Общие и частные когнитивные способности как предикторы академической успешности ребёнка на ранних этапах образования. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2020; 4(54): 64-73. doi: 10.25688/2076-9121.2020.54.4.05

21. Двойнин А.М., Савенков А.И., Поставнев В.М., Троцкая Е.С. Когнитивные предикторы академической успешности у дошкольников и младших школьников. Вопросы психологии. 2020; 6: 106-116.

22. Kutbiddinova RA, Eromasova AA, Romanova MA. The use of interactive methods in the educational process of the higher education institution. Int J Environ Sci Educ. 2016; 11(14): 6557-6572.

23. Tarricone P. The taxonomy of metacognition. London: Psychology press; 2011. doi: 10.4324/9780203830529

24. Abdelrahman RM. Metacognitive awareness and academic motivation and their impact on academic achievement of Ajman University students. Heliyon. 2020; 6(9): e04192. doi: 10.1016/j.heliyon.2020.e04192


Рецензия

Для цитирования:


Савенков А.И., Романова М.А., Смирнова П.В. Развитие метакогнитивных компетенций студентов в процессе конструирования математических задач для младших школьников. Acta Biomedica Scientifica. 2022;7(2):223-232. https://doi.org/10.29413/ABS.2022-7.2.23

For citation:


Savenkov A.I., Romanova M.A., Smirnova P.V. Development of metacognitive competencies of students in the process of constructing mathematical problems for younger students. Acta Biomedica Scientifica. 2022;7(2):223-232. (In Russ.) https://doi.org/10.29413/ABS.2022-7.2.23

Просмотров: 126


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-9420 (Print)
ISSN 2587-9596 (Online)