Preview

Acta Biomedica Scientifica

Расширенный поиск

Уровень стрессового напряжения у школьников с нарушением носового дыхания и коморбидными расстройствами

https://doi.org/10.29413/ABS.2019-4.5.11

Полный текст:

Аннотация

Обоснование. Прогрессивное увеличение в последние годы числа школьников с нарушением адаптации и низким уровнем здоровья определяет необходимость оценки особенностей психосоматического статуса у детей и подростков с различными видами соматической патологии, в том числе при заболеваниях ЛОР-органов, сопровождающихся нарушением носового дыхания и гипоксией. Также необходимо определение у детей степени выраженности стрессового напряжения, для своевременной профилактики и коррекции данных нарушений.
Цель: оценка уровня стрессового напряжения у школьников с нарушением носового дыхания на фоне заболеваний ЛОР-органов и сопутствующими психосоматическими расстройствами.
Методы. Обследован 481 школьник 12–17 лет (мальчики и девочки). Нарушение носового дыхания оценивалось с помощью комплексного ЛОР-обследования, включающего риноскопию, рентгенографию пазух носа, ольфактометрию. Наличие и степень выраженности стрессового напряжения определялись по опроснику «Социальные факторы и стресс».
Результаты. Показано, что высокий уровень стрессового напряжения у детей с нарушением носового дыхания на фоне ЛОР-патологии в большей степени ассоциируется с высокой частотой и степенью выраженности психосоматических симптомов: наличием дорсалгии, астенического синдрома, хронической головной болью и частыми эпизодами абдоминальных болей. Умеренно и значительно повышенный уровень стрессового напряжения сопряжён с наличием у детей артериальной гипертензии, астенического синдрома, частых болей в животе, частых болей в ШОП, паническими расстройствами.
Заключение. Таким образом, наличие определённых психосоматических жалоб у детей с нарушением носового дыхания напрямую связано с уровнем стрессового напряжения, что важно учитывать при планировании профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на повышение адаптационных возможностей и стрессоустойчивости детей. Проведённые исследования иллюстрируют необходимость оценки психосоматического статуса и уровня стрессового напряжения у школьников с нарушением носового дыхания на фоне ЛОР-патологии с учётом имеющихся у них коморбидных расстройств психосоматического спектра.

Об авторах

Л. С. Эверт
НИИ медицинских проблем Севера – обособленное подразделение «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук»
Россия

доктор медицинских наук, главный научный сотрудник клинического отделения соматического и психического здоровья детей

660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 3г, Россия



И. А. Игнатова
НИИ медицинских проблем Севера – обособленное подразделение «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук»
Россия

доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник лаборатории клинической патофизиологии

660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 3г, Россия



О. И. Зайцева
НИИ медицинских проблем Севера – обособленное подразделение «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук»
Россия

доктор медицинских наук, главный научный сотрудник лаборатории клинической патофизиологии, профессор кафедры патофизиологии, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России

660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 3г, Россия



С. Н. Шилов
ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»
Россия

доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой специальной психологии

660049, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89, Россия



Н. А. Лисова
ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»
Россия

старший преподаватель, аспирант кафедры специальной психологии

660049, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89, Россия



Список литературы

1. Абольян Л.В., Березанцев А.Ю. Психосоматическое здоровье детей и подростков как междисциплинарная проблема. Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2012; 7(2): 652-653.

2. Brill SR, Patel DR, MacDonald E. Psychosomatic disorders in pediatrics. The Indian Journal of Pediatrics. 2001; 68(7): 597-603. doi: 10.1007/bf02752270

3. Goodman R, Slobodskaya H, Knyazev G. Russian child mental health a cross-sectional study of prevalence and risk factors. European child & adolescent psychiatry. 2005; 14(1), 28-33. doi: 10.1007/s00787-005-0420-8

4. Смулевич А.Б. Психические расстройства в клинической практике. Психосоматические расстройства (психопатология и клиническая систематика). М.: МЕДпресс-Информ; 2011.

5. Анисимова С.Ю., Рачин А.П. Дорсопатии. Неврологический вестник. 2012; 44(2): 21-24.

6. Белоусова Т.Е., Суббота В.В. Психосоматический подход к диагностике и лечению пациентов с вертеброгенной цервикалгией. Современные технологии в медицине. 2009; (2): 61-66.

7. Брязгунов И.П. Психосоматика у детей. М.: Психотерапия; 2009.

8. Васильева Л.В., Эверт Л.С., Терещенко С.Ю., Горбачева Н.Н., Шубина М.В. Панические расстройства у школьников Сибири (на примере г. Красноярска). Профилактическая и клиническая медицина. 2014; 2(51): 93-96.

9. Лифинцева А.А., Холмогорова А.Б. Семейные факторы психосоматических расстройств у детей и подростков. Консультативная психология и психотерапия. 2015; 23(1): 70-83.

10. Рягузова А.В. Обзор ведущих исследований факторов риска развития психосоматических заболеваний. Глобальный научный потенциал. 2013; 9(30): 13-19.

11. Серых А., Басюк В., Лифинцева А. Особенности детских психосоматических расстройств. Развитие личности. 2010; (3): 59-70.

12. Эверт Л.С., Реушева С.В., Паничева Е.С., Зайцева О.И., Гришкевич Н.Ю., Бахшиева С.А., и др. Эмоционально-поведенческие расстройства у школьников южных регионов Сибири с синкопальными состояниями. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014; 9(2): 140-144.

13. Zaitseva O, Klimatskaya L, Kolodyazhnaya T, Evert L. Features of the emotional status of schoolchildren with different profiles of lateral phenotype. Puls Uczelni. 2014; 8(2): 4-8.

14. Левис Ш., Левис Ш.К. Ребёнок и стресс. СПб.: Питер. Пресс; 1996.

15. Headache Classification Subcommittee of the International Headache Society. The International Classification of Headache Disorders 2nd Edition 1st revision (May, 2005). Cephalalgia. 2005; (25): 460-465.

16. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ «STATISTICA». М.: Медиа Сфера; 2002.

17. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс; 1982.

18. Verkuil B, Brosschot JF, Meerman EE, Thayer JF. Effects of momentary assessed stressful events and worry episodes on somatic health complaints. Health. 2012; 27(2): 141-158. doi: 10.1080/08870441003653470

19. Lieb R, Meinlschmidt G, Araya R. Epidemiology of the association between somatoform disorders and anxiety and depressive disorders: an update. Psychosomatic Medicine. 2007; 69(9): 860-863. doi: 10.1097/PSY.0b013e31815b0103


Для цитирования:


Эверт Л.С., Игнатова И.А., Зайцева О.И., Шилов С.Н., Лисова Н.А. Уровень стрессового напряжения у школьников с нарушением носового дыхания и коморбидными расстройствами. Acta Biomedica Scientifica. 2019;4(5):68-72. https://doi.org/10.29413/ABS.2019-4.5.11

For citation:


Evert L.S., Ignatova I.A., Zaitseva O.I., Shilov S.N., Lisova N.A. Level of Stress in Students with the Disturbance of Nasal Breathing and Comorbid Disorders. Acta Biomedica Scientifica. 2019;4(5):68-72. (In Russ.) https://doi.org/10.29413/ABS.2019-4.5.11

Просмотров: 135


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-9420 (Print)
ISSN 2587-9596 (Online)