Preview

Acta Biomedica Scientifica

Расширенный поиск

Особенности копинг-стратегий у лиц с ограниченными возможностями здоровья

https://doi.org/10.12737/article_59e85cb40173f3.06872828

Аннотация

В статье представлено исследование, цель которого состояла в изучении особенностей копинг-стратегий студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их здоровых сверстников. Использовались методики «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкман, методика Э. Хайма и тест жизнестойкости Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой. Выборка составила 200 испытуемых (100 испытуемых с ОВЗ, 100 практически здоровых испытуемых). По результатам исследования выявлено, что испытуемые с ОВЗ в большей степени обладают неадаптивными копинг-стратегиями, проявляющимися в отрицании ответственности в возникновении проблемы, отсутствии готовности действовать «на свой страх и риск», а также в стремлении дистанцироваться от стрессовых ситуаций. Кроме того, разделив выборку испытуемых с ОВЗ на инвалидов детства и получивших инвалидность в более позднем возрасте, мы обнаружили, что у последних преобладают неадаптивные копинг-стратегии; им сложнее справится с внутренним напряжением (z = -5,61; p < 0,01), предпочтительной оказывается стратегия бегства-избегания (z = -3,4; p < 0,01). Полученные результаты могут послужить основанием для реализации социальнопсихологического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в рамках высших и среднеспециальных учебных заведений.

Об авторах

А. А. Киселева
ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»
Россия


М. Ю. Кузьмин
ФГБНУ «Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека»
Россия


Список литературы

1. Базарон А.П. Детская инвалидность и показатели эффективности технологий комплексной реабилитации у детей с ограниченными возможностями // Бюл. ВСНЦ СО РАМН. - 2008. - № 3. - С. 41-43

2. Богомаз С.Л., Пашкович С.Ф. Особенности копинг-стратегий людей с ограниченными возможностями // Вектор науки ТГУ. Серия Педагогика, психология. - 2014. - № 3 (18). - С. 166-168

3. Вассерман Л.И., Абаков В.А., Трофимова Е.А. Совладание со стрессом. Теория и психодиагностика. -СПб.: Речь, 2010. - 192 с

4. Вассерман Л.И., Иовлев Б.В., Исаева Е.Р, Трифонова Е.А., Щелкова О.Ю., Новожилова М.Ю., Вукс А.Я. Методика для психологической диагностики совладающего поведения в стрессовых и проблемных для личности ситуациях. - СПб., 2008. - 35 с

5. Воскресенская Л.А. Особенности преодолевающего поведения взрослых и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья // Психология стресса и совладающего поведения: Матер. III Между-нар. науч.-практ. конф. - 2013. - Т. 1. - С. 89-91

6. Дворак В.Н. Формирование продуктивного копинг-поведения у студентов // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. -2015. - № 2 (89). - С. 23-28

7. Зайцева Е.С. Психологический анализ копинг-стратегий у подростков с детским церебральным параличом // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - С. 638-647

8. Камозина К.А. Формирование конструктивных стратегий копинг-поведения у старших школьников в период государственной итоговой аттестации как направление профилактики насилия // Психологическое, физическое, информационное насилие и пути его преодоления в современном обществе: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. -2015. - С. 188-195

9. Кущ Е.А. Личностные ресурсы совладающего поведения людей с ограниченными возможностями // Вестник магистратуры. - 2012. - № 4 (7). - С. 63-66

10. Ледовская Т.В. Особенности защитного и совладающего поведения у студентов очной формы обучения // Психология личностного и профессионального развития субъектов непрерывного образования: Матер. XI междунар. науч.-практ. конф. -2015. - С. 383-387

11. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. - М.: Смысл, 2006. - 63 с

12. Морозова Е.В. Совладающее поведение как проявление общей адаптационной реакции на получение инвалидности // Медицинский вестник юга России. - 2014. - № 2. - С. 128-133

13. Поникарова В.Н. Содержание и основные направления формирования продуктивного копинг-поведения у лиц с ограниченными возможностями // Международный студенческий научный вестник. -2015. - № 5. - С. 412-414

14. Романова Е.В., Толкачева О.Н. Сравнительное исследование копинг-стратегий, особенностей межличностных отношений и смысложизненных ориентаций у лиц с врожденными и приобретенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата // Вестник Санкт-Петербургского университета. -2015. - Сер. 12, Вып. 4. - С. 87-98

15. Станибула С.А. Копинг-поведение учащихся в условиях высшего учебного заведения // Психологическое сопровождение образования: теория и практика: Матер. V Междунар. науч.-практ. конф. -2015. - Ч. 2. - С. 274-276

16. Старобина Е.М., Владимирова О.Н., Давыдова А.Т., Разумовский М.И., Кожушко Л.А. Факторы, определяющие трудовую деятельность инвалидов со значительными нарушениями здоровья // Медикосоциальная экспертиза и реабилитация. - 2017. - Т. 20, № 1. - С. 19-24. doi: 10.18821/1560-9537-2017-20-119-24

17. Тарасова Л.Е. Выбор копинг-стратегий как механизм преодолевающей адаптации // Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение: Матер. V Междунар. науч. конф. - 2016. - С. 940-945

18. Щетинина Е.Б. Жизнестойкость студентов с ограниченными возможностями здоровья как фактор успешной социально-психологической адаптации к среде высшего образовательного учреждения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2015. - Т. 4, Вып. 4 (16). - С. 306-309. doi: 10.18500/2304-9790-2015-4-4-306-309

19. Firth N., Greaves D., Frydenberg E. (2010). Coping styles and strategies: A comparison of adolescent students with and without learning disabilities. J Learn Disabil, 43 (1), 77-85.

20. Ganjiwale D., Ganjiwale J., Sharma B., Mishra B. (2016). Quality of life and coping strategies of caregivers of children with physical and mental disabilities. J Family Med Prim Care, 5 (2), 66-70.

21. Hui-Ching Wu, Ching-Kuan Wu, Jing-Wei Liao, Li-Hsin Chang, Tang I-Chen. (2010). Coping strategies of hospitalized people with psychiatric disabilities in Taiwan. Psychiatr, 19, 111-115. doi: 10.1007/s11126-009-9113-7.

22. Jemta L., Dahl M., Nordahl G., Fugl-Meyer K.S. (2007). Coping strategies among Swedish children and adolescents with mobility impairment in relation to demographic data, disability characteristics and well-being. Acta Paediatrica, 96 (8), 1184-1189.

23. Kara B., Açikel C.H. (2012).Predictors of coping in a group of Turkish patients with physical disability. J Clin Nurs, 21 (7-8), 983-993.

24. Kraaij V., Garnefski N. (2012). Coping and depressive symptoms in adolescents with a chronic medical condition: A search for intervention targets. J Adolesc, 35 (6), 1593-1600.

25. Regiera N.G., Parmeleea P.A. (2015). The stability of coping strategies in older adults with osteoarthritis and the ability of these strategies to predict changes in depression, disability, and pain. Aging Ment Health, 19 (12), 1113-1122.


Рецензия

Для цитирования:


Киселева А.А., Кузьмин М.Ю. Особенности копинг-стратегий у лиц с ограниченными возможностями здоровья. Acta Biomedica Scientifica. 2017;2(5(1)):129-135. https://doi.org/10.12737/article_59e85cb40173f3.06872828

For citation:


Kiseleva A.A., Kuzmin M.Yu. Investigation of coping strategies of the students with disabilities. Acta Biomedica Scientifica. 2017;2(5(1)):129-135. (In Russ.) https://doi.org/10.12737/article_59e85cb40173f3.06872828

Просмотров: 957


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-9420 (Print)
ISSN 2587-9596 (Online)