Preview

Acta Biomedica Scientifica

Расширенный поиск

Мнестико-интеллектуальная деятельность детей в младшем школьном возрасте, переживших интранатальную гипоксию

https://doi.org/10.12737/article_59e85998207526.92542582

Полный текст:

Аннотация

Цель: изучить мнестико-интеллектуальную деятельность детей в младшем школьном возрасте, переживших интранатальную гипоксию, и определить у них первичный дефект и вторичные нарушения деятельности мозга. Материалы и методы. Проведено эмпирическое нейропсихологическое исследование памяти и мышления у 32 детей в возрасте 7-8 лет с интранатальной гипоксией в анамнезе (группа А). Критерием включения выступало наличие оценки по шкале Апгар меньше 7 баллов на 1-й и 5-й минутах жизни. Группу контроля составили 32 ребёнка с перинатальным поражением центральной нервной системы (ЦНС), у которых оценка по шкале Апгар на 1-й и 5-й минуте жизни была 7 и более баллов (группа В). Использовались методы наблюдения, эксперимента, беседы. Результаты. У детей, переживших интранатальную гипоксию, на фоне астении доминировали замедление развития статических функций, нарушение осанки, кардиопатия, энурез, случайность реализации нагляднодейственного мышления и его хаотичность, инактивность и инертность психических процессов, снижение интеллекта, нарушение сопряжения программирования мыслительной деятельности и контроля за её выполнением, снижение оперативной и отсроченной вербальной памяти. Заключение. Первичный дефект у детей, переживших интранатальную гипоксию, связан с органическим поражением диэнцефальных структур головного мозга с вторичным снижением интегративной функций лобных долей мозга и, как следствие, неполноценной организацией у них висцеральных и поведенческих функциональных систем. В структуре нейропсихологического синдрома нарастает значимость диэнцефальных нарушений в сопряжении со снижением ориентировочно-исследовательской деятельности, мотивов выполнения заданий и контролирующей функции внимания и речи за процессуальной стороной деятельности. Нарушения произвольной регуляции заключаются в трудностях образования и реализации программ, нарушении контроля за текущими и конечными результатами.

Ключевые слова


Об авторах

Ю. В. Трусов
Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования - филиал ФГБОУ «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России
Россия


В. А. Крамарский
Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования - филиал ФГБОУ «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России
Россия


Список литературы

1. Барашнев Ю.И. Перинатальная неврология. -М.: Триада-Х, 2001. - 640 с. Barashnev YuI. (2001). Perinatal neurology [Perina-tal'naya nevrologiya]. Moskva, 640 p

2. Долин А.О., Долина С.А. Патология высшей нервной деятельности; 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. школа, 1972. - 382 с

3. Крыжановский Г.Н. Детерминантные структуры в патологии нервной системы. - М.: Медицина, 1980. - 356 с

4. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. - М.: Академический проект, 2000. - 512 с

5. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 576 с

6. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. Практическое руководство. - М.: Апрель-Пресс, Изд-во Института психотерапии, 2004. - 224 с

7. Сидоренко А.А. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2000. - 350 с

8. Хомская Е.Д. Нейропсихология. - М.: МГУ, 1987. - 288 с

9. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект: нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. -М.: Просвещение, 1995. - 304 с

10. Шипицына Л.М., Сорокин В.М., Исаев Д.Н. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования; 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 224 с

11. Shipitsyna LM, Sorokin VM, Isayev DN. (2014). Psychology of children with mental development disorders [Psikhologiya detey s narusheniyami intellektual'nogo razvitiya]. Moskva, 224 p


Для цитирования:


Трусов Ю.В., Крамарский В.А. Мнестико-интеллектуальная деятельность детей в младшем школьном возрасте, переживших интранатальную гипоксию. Acta Biomedica Scientifica. 2017;2(5(1)):116-123. https://doi.org/10.12737/article_59e85998207526.92542582

For citation:


Trusov Y.V., Kramarskiy V.A. Mnestic and intellectual activity of elementary schoolchildren with history of intranatal asphyxia. Acta Biomedica Scientifica. 2017;2(5(1)):116-123. (In Russ.) https://doi.org/10.12737/article_59e85998207526.92542582

Просмотров: 139


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-9420 (Print)
ISSN 2587-9596 (Online)