Preview

Acta Biomedica Scientifica

Расширенный поиск

РОЛЬ СНА И ЕГО НАРУШЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

Аннотация

В статье представлены данные литературы, касающиеся современных представлений о сне как ключевом звене в формировании когнитивных функций у детей, описаны энцефалографические паттерны во сне в качестве маркеров интеллектуальных способностей. Снижение умственных способностей ребенка следует рассматривать как один из симптомов нарушений сна. Применение высокотехнологичных методов исследования сна, диагностики и лечения его нарушений позволит предотвратить формирование когнитивных нарушений и повысить интеллектуальный потенциал подрастающего поколения.

Об авторе

О. Н. Бердина
Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека СО РАН
Россия


Список литературы

1. Белов А.М. Анализ процесса сна при полисомнографии. - М.: Изд-во ТГТПС, 2000. - 81 с

2. Вейн А.М. Особенности структуры сна и личности в условиях хронического эмоционального стресса и методы повышения адаптивных возможностей человека // Вестник РАМН. - 2003. - № 4. - С. 13-17

3. Ковальзон В.М. Основы сомнологии: физиология и нейрохимия цикла «бодрствование - сон». - М.: Изд-во «Бином. Лаборатория знаний», 2011. - 239 с

4. Ковров Г.В. Стресс и сон у человека. - М.: Нейро Медиа, 2004. - 96 с

5. Мадаева И.М., Шевырталова О.Н., Мадаев В.В. Применение доксиламина при инсомнии у пациентов с артериальной гипертензией // Consilium Medicum. - 2009. - Т. 11, № 9. - С. 69-72

6. Покровский В.И., Бочков Н.П., Кулаков В.И. Мозг. Теоретические и клинические аспекты. - М.: Медицина, 2003. - 510 с

7. Покровский В.М., Коротько Г.Ф. Физиология человека: Учебник. - М.: Медицина, 2011. - 664 с

8. Судаков К.В. Физиология функциональных систем: Учебное пособие. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1997. - 516 с

9. Arico D., Drago V., Foster P.S., Heilman K.M. et al. Effects of NREM sleep instability on cognitive processing // Sleep Med. - 2010. - Vol. 11. - P. 791-798.

10. Bixler E.O., Vgontzas A.N., Lin H.M. et al. Blood pressure associated with sleep-disordered breathing in a population sample of children // Hypertension. - 2008. - Vol. 52. - P. 841-846.

11. Blunden S., Lushington K., Kennedy D., Martin J. et al. Behavior and neurocognitive performance in children aged 5-10 years who snore compared to controls // J. Clin. Exp. Neuropsychol. - 2000. - Vol. 22. - P. 554-568.

12. Bruni O., Ferri R., Vittori E. et al. Sleep architecture and NREM alterations in children and adolescents with Asperger syndrome // Sleep. - 2007. - Vol. 30. - P. 1577-1585.

13. Bruni O., Ferri R., Novelli L. et al. Slow EEG amplitude oscillations during NREM sleep and reading disabilities in children with dyslexia // Dev. Neuropsychol. - 2009. - Vol. 34. - P. 539-551.

14. Bruni O., Kohler M., Novelli L., Kennedy D. et al. The role of NREM sleep instability in child cognitive performance // Sleep. - 2012. - Vol. 35 (5). - P. 649-656.

15. De Gennaro L., Ferrara M. Sleep spindles: an overview // Sleep Medicine Revues. - 2003. - Vol. 7. - P. 423-440.

16. Ferri R., Drago V., Arico D. et al. The effects of experimental sleep fragmentation on cognitive processing // Sleep Med. - 2010. - Vol. 11. - P. 378-385.

17. Fogel S.M., Smith C.T. Learning-dependent changes in sleep spindles and Stage 2 sleep // J. Sleep Res. - 2006. - Vol. 15. - P. 250-255.

18. Fogel S.M., Smith C.T. The function of the sleep spindle: a physiological index of intelligence and a mechanism for sleep-dependent memory consolidation // Neurosci. Biobehav. Rev. - 2011. - Vol. 35. - P. 1154-1165.

19. Geiger A., Huber R., Kurth S. et al. The sleep EEG as a marker of intellectual ability in school age children // Sleep. - 2011. - Vol. 34. - P. 181-189.

20. Jan B. An Integrated Health-Economic Analysis of Diagnostic and Therapeutic Strategies in the Treatment of Moderate-to-Severe Obstructive Sleep Apnea // Sleep. - 2011. - Vol. 34 (6). - Р. 695-709.

21. Jouvet M. The Paradox of sleep // Sleep. - 1994. - Vol. 17 (8). - P. S77-S83.

22. Kheirandish L., Gozal D. Neurocognitive dysfunction in children with sleep disorders // Dev. Sci. - 2006. - Vol. 9. - P. 388-399.

23. Kolesnikova L.I., Madaeva I.M., Semenova N.V., Vlasov B.Y. et al. Antioxidant potential of the blood in men with obstructive sleep breathing disorders // Bulletin of Experimental Biology and Medicine. - 2013. - Vol. 154, N 6. - P. 731-733.

24. Landsness E.C., Domenica Crupi D., Hulse B.K. et al. Sleep-dependent improvement in visuomotor learning: a causal role for slow waves // Sleep. - 2009. - Vol. 32. - P. 1273-1284.

25. Lewin D.S., Rosen R.C., England S.J., Dahl R.E. Preliminary evidence of behavioral and cognitive sequelae of obstructive sleep apnea in children // Sleep Med. - 2002. - Vol. 3. - P. 5-13.

26. Loomis A.L., Harvey E.N., Hobart G. Potential rhythms of the cerebral cortex during sleep // Science. - 1935. - Vol. 81. - P. 597-598.

27. Miano S., Bruni O., Elia M. et al. Sleep in children with autistic spectrum disorder: a questionnaire and polysomnographic study // Sleep Med. - 2007. - Vol. 9. - P. 64-70.

28. Miano S., Bruni O., Elia M. et al. Sleep phenotypes of intellectual disability: a polysomnographic evaluation in subjects with Down syndrome and Fragile-X syndrome // Clin. Neurophysiol. - 2008. - Vol. 119. - P. 1242-1247.

29. Morin A., Doyon J., Dostie V. et al. Motor sequence learning increases sleep spindles and fast frequencies in post-training sleep // Sleep. - 2008. - Vol. 31. - P. 1149-1156.

30. Nishida M., Walker M.P. Daytime naps, motor memory consolidation and regionally specific sleep spindles // PLoS ONE. - 2007. - Vol. 2. - P. 1-7.

31. Parrino L., Ferri R., Bruni O., Terzano M.G. Cyclic alternating pattern: The marker of sleep instability // Sleep Med. Rev. - 2012. - Vol. 16 (1). - P. 27-45.

32. Rechtschaffen A., Kales A. A manual of standardized terminology, techniques and scoring system for sleep stages of human subjects. - Los Angeles: BIS/ BRI, 1968.

33. Row B.W., Kheirandish L., Neville J.J., Gozal D. Impaired spatial learning and hyperactivity in developing rats exposed to intermittent hypoxia / / Pediatr. Res. - 2002. - Vol. 52. - P. 449-453.

34. Tamminen J., Payne J.D., Stickgold R., Wamsley E.J., Gaskell M.G. Sleep spindle activity is associated with the integration of new memories and existing knowledge // J. Neurosci. - 2010. - Vol. 30. - P. 1456-1460.

35. Tucker A.M. The prospects for enhancing sleep across the lifespan // Sleep. - 2011. - Vol. 34. - P. 135-136.


Рецензия

Для цитирования:


Бердина О.Н. РОЛЬ СНА И ЕГО НАРУШЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ). Acta Biomedica Scientifica. 2014;(6):115-119.

For citation:


Berdina O.N. THE ROLE OF SLEEP AND ITS DISORDERS IN FORMING OF COGNITIVE FUNCTIONS IN CHILDHOOD (LITERATURE REVIEW). Acta Biomedica Scientifica. 2014;(6):115-119. (In Russ.)

Просмотров: 377


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-9420 (Print)
ISSN 2587-9596 (Online)