Preview

Acta Biomedica Scientifica

Расширенный поиск

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ПЕДАГОГА КАК ИНДИКАТОР ЕГО ЗДОРОВЬЯ

Аннотация

В статье представлены результаты оценки качества жизни учителей промышленного города Кузбасса с помощью опросника SF-36, анкеты и беседы. Доля обследованных учителей до 30 лет составляет 20 %, до 40 лет - 13,3 %, остальные учителя - в возрасте более 40 лет. Выявлен низкий уровень качества жизни педагогов, обусловленный снижением их ролевого и социального реагирования, жизненной активности, психоэмоционального тонуса. Большинство обследованных жалуются на боли в голове, спине, суставах ног и онемение кистей рук. Уровень двигательной активности обследуемых, по данным анкетирования и беседы, низкий. Уровень психоэмоционального напряжения - высокий. У трети обследуемых выявлено выраженное психическое неблагополучие в виде эмоциональной неустойчивости, депрессивных и тревожных проявлений. Уровень психического здоровья низкий, что проявляется в наличии депрессивных и тревожных переживаний, психоэмоционального неблагополучия, раздражительности, неустойчивого настроения. Отмечается «разрыв» между достаточно хорошим физическим самочувствием и неудовлетворительным психическим состоянием обследованных учителей. В публикациях, посвященных здоровью педагогов, говорится о снижении уровня здоровья по мере увеличения стажа лет педагогической деятельности. В данной работе выявлены слабые корреляционные связи между возрастом учителей, стажем их работы и интегральными показателями здоровья (физическим и психическим компонентами), что противоречит указаниям на зависимость выраженности психоэмоциональных нарушений учителей от возраста и длительности педагогического стажа. Обнаружены сильные прямые корреляционные связи между показателем психического благополучия и показателями социального функционирования (r = 0,68), ролевого эмоционального функционирования (r = 0,76), частотой головной боли (r = 0,47) и субъективной оценкой состояния здоровья (r = 0,42). Это свидетельствует в пользу преобладания психоэмоциональных нарушений при сохранности физического самочувствия, которые проявляются вне зависимости от возраста обследуемых и продолжительности педагогической деятельности.

Об авторах

И. Л. Левина
ФГБУ «Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний» СО РАМН
Россия


Д. В. Пестерева
ФГБУ «Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний» СО РАМН
Россия


Список литературы

1. Анисимов А.И. Социальное здоровье учителей общеобразовательных школ // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2009. - Т. 12, № 2. - С. 142-147.

2. Амирджанова В.Н., Горячев Д.В., Коршунов Н.И., Ребров А.П. и др. Популяционные показатели качества жизни по опроснику SF-36 (результаты многоцентрового исследования качества жизни «МИРАЖ») // Московский врач: Электронный журнал. - URL: http://r-factor.ru/view_art.php?art=33&page=1&ID=0 (дата доступа 22.03.2013).

3. Захаренков В.В., Левина И.Л. Состояние психического здоровья и проблемы его мониторинга // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 6. -С. 90-98.

4. Коган В.З., Барсукова Н.К., Полесский В.А. Охрана и укрепление здоровья учителя // Школа здоровья. - 1997. - № 2. - С. 108-113.

5. Кремнева М.А., Левина И.Л., Пестерева Д.В. Психолого-медико-педагогические особенности профессиональной деятельности педагога // Возрождение начинается с учителя: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Кемерово, 17.04.2012) / Сост. Е.А. Пахомова, О.Б. Лысых, Н.Э. Касаткина, О.Г. Красношлыкова и др. - Кемерово: Изд-во КРИПРКиПРО, 2012. - Ч. III. - С. 131-135.

6. Кригер Е.Э. Основные стратегии сбережения и развития профессионального здоровья педагога / / Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 2. -С. 127-129.

7. Левина И.Л., Тальникова Н.И. Профессиональное здоровье учителя современной школы / / Гигиена, организация здравоохранения и проф. патология: Матер. XLI науч.-практ. конф. с межд. участием, посв. 30-летию ГУ НИИ КПГПЗ СО РАМН. - Новокузнецк, 2006. - С. 82-84

8. Семке В.Я. Превентивная психиатрия. - Томск: Изд-во Томского университета, 1999. - 403 с.

9. Ware J.E., Snow K.K., Kosinski M., Gandek B. SF-36 Неаlth Survey. Manual and interpretation guide. - Boston, Mass.: The Неаlth Institute, New England Medical Center, 1993.


Рецензия

Для цитирования:


Левина И.Л., Пестерева Д.В. КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ПЕДАГОГА КАК ИНДИКАТОР ЕГО ЗДОРОВЬЯ. Acta Biomedica Scientifica. 2013;(3(1)):81-84.

For citation:


Levina I.L., Pestereva D.V. QUALITY OF LIFE OF A TEACHER AS THE INDICATOR OF HIS HEALTH. Acta Biomedica Scientifica. 2013;(3(1)):81-84. (In Russ.)

Просмотров: 520


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-9420 (Print)
ISSN 2587-9596 (Online)