Preview

Acta Biomedica Scientifica

Расширенный поиск

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКИХ ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Аннотация

По единой программе с использованием опросника MOS SF-36 изучено качество жизни и медико-социальные особенности подростков 14-17 лет в 5 регионах РФ (Москва, Омская область, Смоленск, Санкт-Петербург, Псков), обучающихся в старших классах школ и учреждениях профессионального образования (колледжи, техникумы). Сформирована база данных, содержащая результаты опроса более 1200 человек. Получены средние величины показателей по 8 параметрам качества жизни, характеризующим физический и психический компоненты здоровья подростков. Обращают на себя внимание достаточно высокие показатели физического здоровья и относительно сниженные показатели, характеризующие психическое здоровье российских подростков. Показатели качества жизни по средним данным у девушек были достоверно ниже, чем у юношей. Изучены медико-социальные особенности современных подростков. По данным анкетирования, треть подростков имела хроническую патологию, к часто болеющим может быть отнесен каждый четвертый подросток. В структуре повторяющихся жалоб первое место занимали жалобы, связанные с системой пищеварения, далее следовали жалобы на раздражительность, слабость, головные боли, боли в спине и сердце. Показана распространенность стереотипов поведения, сопряженных с риском ухудшения здоровья: дефицит сна (две трети опрошенных), недостаточная двигательная активность (44 %), табакокурение (32,6 %), частое употребление алкогольных напитков (17,5 %), нарушения режима питания (до 70 % опрошенных). К факторам риска может быть отнесена работа в свободное отучебы время, которой занимается почти 40 % подростков в связи с тем, что большинство не оформляет трудовые отношения и работает неофициально. Показана эффективность использования показателей качества жизни для оценки влияния социальных (качество питания) и учебных факторов риска (обучение в профильных классах школы и профессиональных колледжах при несформированном профессиональном самоопределении). Средние величины показателей качества жизни подростков, основанные на репрезентативном материале, могут быть использованы как нормативные величины при оценке результатов, получаемых в выборочных группах. Медико-социальные особенности российских подростков подтверждают высокую актуальность разработки и внедрения профилактических программ для снижения рисков здоровью лиц подросткового возраста, обусловленных высокой распространенностью негативных стереотипов образа жизни.

Об авторах

В. Р. Кучма
ФГБУ Научный центр здоровья детей РАМН
Россия


Е. И. Шубочкина
ФГБУ Научный центр здоровья детей РАМН
Россия


В. Ю. Иванов
ФГБУ Научный центр здоровья детей РАМН
Россия


Е. М. Ибрагимова
ФГБУ Научный центр здоровья детей РАМН
Россия


Список литературы

1. Блинова Е.Г. Качество и образ жизни студентов // Уральский медицинский журнал. - 2008. -№ 6 (46). - С. 73-75.

2. Кучма В.Р., Шубочкина Е.И., Ибрагимова Е.М. Профессиональная ориентация как актуальная проблема в подготовке квалифицированных рабочих кадров // Матер. Х1 Всерос. Конгр. «Профессия и здоровье» (Москва, 2012). - М., 2012. - С. 282-284.

3. Новик А.А., Ионова Т.И. Исследования качества жизни в медицине // Учебное пособие для вузов. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 297 с.

4. Паренкова И.А., Коколина В.Ф. Качество жизни в комплексной оценке состояния репродуктивного здоровья подростков // Педиатрия. - 2011. - № 4, Т. 90. - С. 141-145.

5. Шубочкина Е.И., Молчанова С.С., Куликова А.В. Качество жизни и проблемы формирования здоровья учащихся учебных заведений начального профессионального образования // Вест. РАМН. - 2009. - № 5. -С. 37-40.

6. Шубочкина Е.И., Ибрагимова Е.М., Иванов В.Ю. Методические подходы к изучению качества и образа жизни подростков // Матер. Всерос. науч.-практ. конф. «Мониторирование состояния здоровья, качества и образа жизни населения России. Влияние поведенческих факторов риска на здоровье населения» (Москва, 7-8 июня 2011 г. ). - М., 2011. - С. 375-377.

7. Шубочкина Е.И., Ибрагимова Е.М. Качество жизни подростков, обучающихся в профессиональных колледжах и школах. Социология в системе научного управления обществом // Матер. IV Всерос. социологического конгр. [Электронный ресурс] / ИС РАН, ИСПИ РАН, РГСУ - М.: ИС РАН, 2012. - CD 1. -С. 2354-2355. ISBN 978-5-89697-210-5

8. Шубочкина Е.И., Молчанова С.С., Ибрагимова Е.М., Иванов В.Ю. и др. Гигиеническая оценка и нормативные величины показателей качества жизни подростков, обучающихся в разных типах образовательных учреждений по данным опросника MOS SF-36 // Гигиена детей и подростков: Сб. науч.-метод. документов / Под ред. член-корреспондента РАМН В.Р. Кучмы. - М.: Изд-во ФГБУ Научный центр здоровья детей РАМН, 2013. - С. 169-173.

9. Яфарова С.Ш. Оценка реабилитационного потенциала детей инвалидов подросткового возраста на амбулаторно-поликлиническом уровне: автореф. дис. канд. мед. наук. - М., 2009. - 26 с.

10. Shubochkina E.I., Ibragimova E.M., Ivanov V.Yu., Blinova E.G. et al. To usage of life quality indicators in hygiene research // Матер. 17 съезда педиатров (Москва, 14-17 февраля 2013) [Электронный ресурс]. - ABS № 66.

11. Ware J.E., Snow K.K., Kosinski M., Gandek B. SF-36 health survey. Manual and interpretation guide. - Boston, Mass.: The Health Institute, New England Medical Center., 1993.

12. Ware J.E., Kosinski M., Keller S.D. SF-36 physical and mental health summary scales: A User’s manual. -Boston, Mass.: The Health Institute, New England Medical Center., 1994.


Рецензия

Для цитирования:


Кучма В.Р., Шубочкина Е.И., Иванов В.Ю., Ибрагимова Е.М. КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКИХ ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. Acta Biomedica Scientifica. 2013;(3(1)):75-80.

For citation:


Kuchma V.R., Shubochkina E.I., Ivanov V.Yu., Ibragimova E.M. QUALITY OF LIFE AND MEDICO-SOCIAL FEATURES OF THE RUSSIAN TEENAGERS WHO ARE TRAINING IN DIFFERENT EDUCATIONAL INSTITUTIONS. Acta Biomedica Scientifica. 2013;(3(1)):75-80. (In Russ.)

Просмотров: 387


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-9420 (Print)
ISSN 2587-9596 (Online)