Preview

Acta Biomedica Scientifica

Расширенный поиск

Медицинские проблемы трудностей в обучении школьников

https://doi.org/10.29413/ABS.2024-9.6.17

Аннотация

Введение. Трудности в  обучении среди школьников являются важным вопросом как образования, так и здравоохранения. Как правило, понимание данной проблемы у  разных специалистов (врачей, педагогов, психологов) различается. Несмотря на то, что медицинский взгляд на данные нарушения отражён в Международной классификации болезней 10-го пересмотра в разделе «Специфические расстройства развития учебных навыков» (F81), они зачастую остаются вне поля внимания педиатрической службы.

Цель работы. Рассмотреть педиатрическую составляющую трудностей в обучении школьников и предложить методические подходы к её возможному решению усилиями педиатра.

Материалы и методы. Всего проанализировано 360 источников литературы, опубликованных с 2006 по 2024 г., индексированных в РИНЦ, PubMed, Scopus. Для статьи использовано 30 источников.

Результаты и обсуждение. В обзоре изложены современные представления о трудностях в обучении школьников и медико-биологических причинах их формирования. Показано, что основными причинами трудностей в обучении являются наследственные полиморфизмы различных генов, ответственных за развитие и функционирование организма, которые проявляют свою изменённую функцию на фоне социальных и биологических факторов риска. Отражена роль разных специалистов в лечении и коррекции данных нарушений. Показано, что известные в настоящее время методы лечения являются симптоматическими и малоэффективны.

Вывод. Для эффективного лечения необходимо выяснять причину формирования нарушений, ассоциированных с трудностями в обучении школьников. Важную роль в их диагностике должен играть врач-педиатр, который имеет возможность наблюдать за ростом и развитием ребёнка с момента его рождения.

Об авторах

Е. А. Ткачук
ФГБНУ «Научный центр проблем здоровья, семьи и репродукции человека»; ФГБОУ ВО «Иркутский государственный медицинский университет» Минздрава России»
Россия

Ткачук Елена Анатольевна – доктор медицинских наук, старший научный сотрудник лаборатории психонейросоматической патологии детского возраста, 664003, г. Иркутск, ул. Тимирязева, 16;

профессор кафедры генетики, 664003, г. Иркутск, ул. Красного Восстания, 1



Ж. В. Прохорова
ФГБНУ «Научный центр проблем здоровья, семьи и репродукции человека»
Россия

Прохорова Жанна Владимировна – кандидат биологических наук, заведующая лабораторией психонейросоматической патологии детского возраста, 

664003, г. Иркутск, ул. Тимирязева, 16



И. А. Черевикова
ФГБНУ «Научный центр проблем здоровья, семьи и репродукции человека»
Россия

Черевикова Ирина Александровна – младший научный сотрудник лаборатории психонейросоматической патологии детского возраста, 

664003, г. Иркутск, ул. Тимирязева, 16



А. С. Вотинева
ФГБНУ «Научный центр проблем здоровья, семьи и репродукции человека»
Россия

Вотинева Анастасия Сергеевна – младший научный сотрудник лаборатории психонейросоматической патологии детского возраста, 

664003, г. Иркутск, ул. Тимирязева, 16



Л. В. Рычкова
ФГБНУ «Научный центр проблем здоровья, семьи и репродукции человека»
Россия

Рычкова Любовь Владимировна – доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН, директор, 

664003, г. Иркутск, ул. Тимирязева, 16



Список литературы

1. Виноградова Н.Ф., Кузнецова М.И., Рыдзе О.А. Работа с детьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности при изучении учебных предметов. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования»; 2023.

2. Barnett CP, van Bon BW. Monogenic and chromosomal causes of isolated speech and language impairment. J Med Genet. 2015; 52(11): 719-730. doi: 10.1136/jmedgenet-2015-103161

3. Всемирная организация здравоохранения. Классификация психических и поведенческих расстройств. Международная классификация болезней 10-го пересмотра. URL: https://mkb-10.com/index.php?pid=4001 [дата доступа: 05.11.2024].

4. Заваденко Н.Н. Расстройства развития речи у детей: ранняя диагностика и терапия. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2016; 116(12): 119-125. doi: 10.17116/jnevro2016116121119-125

5. Сапожников Я.М., Черкасова Е.Л., Минасян В.С., Мхитарян А.С. Нарушения речи у детей. Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. 2013; 92(4): 82-88.

6. Заваденко Н.Н., Скрипченко Н.В., Гайнетдинова Д.Д., Халецкая О.В., Доронина О.Б., Суворинова Н.Ю., и др. Нарушения развития учебных навыков у детей: эффективность и безопасность Тенотена детского по данным многоцентрового двойного слепого плацебо-контролируемого рандомизированного исследования. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2020; 120(9): 28-36. doi: 10.17116/jnevro202012009128

7. Заваденко Н.Н., Румянцева М.В. Дислексия: механизмы развития и принципы лечения. Русский журнал детской неврологии. 2008; 3(1): 3-9.

8. Асмолова Г.А., Заваденко А.Н, Заваденко Н.Н., Козлова Е.В., Медведев М.И., Рогаткин С.О., и др. Ранняя диагностика нарушений развития речи. Особенности речевого развития у детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы: методические рекомендации. М.: Союз педиатров России; 2014.

9. Заваденко Н.Н., Щедеркина И.О., Заваденко А.Н, Козлова Е.В., Орлова К.А., Давыдова Л.А., и др. Отставание развития речи в практике педиатра и детского невролога. Вопросы современной педиатрии. 2015; 14(1): 132-139. doi: 10.15690/vsp.v14i1.1272

10. Newbury DF, Monaco AP. Genetic advances in the study of speech and language disorders. Neuron. 2010; 68(2): 309-332. doi: 10.1016/j.neuron.2010.10.001

11. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю. Задержки развития речи у детей: причины, диагностика и лечение. РМЖ. 2016; 6: 362-366.

12. Заваденко Н.Н., Козлова Е.В. Лекарственная терапия дисфазии развития у детей ноотропными препаратами. Вопросы практической педиатрии. 2013; 8(5): 24-29.

13. McDowell M. Specific learning disability. J Paediatr Child Health. 2018; 54(10): 1077-1083. doi: 10.1111/jpc.14168

14. Handler SM, Fierson WM, the Section on Ophthalmology and Council on Children with Disabilities, American Academy of Ophthalmology, American Association for Pediatric Ophthalmology and Strabismus, and American Association of Certified Orthoptists. Learning disabilities, dyslexia and vision. Pediatrics. 2011; 127(3): e818-e856. doi: 10.1542/peds.2010-3670

15. The NHGRI-EBI. Catalog GWAS of human genomewide association studies. URL: https://www.ebi.ac.uk/gwas/search?query=developmental%20disorder [date of access: 22.09.2024].

16. Irwin N, Li YM, O’Toole JE, Benowitz LI. Mst3b, a purinesensitive Ste20-like protein kinase, regulates axon outgrowth. Proc Natl Acad Sci. 2006; 103(48): 18320-18325. doi: 10.1073/pnas.0605135103

17. Поляков В.М., Прохорова Ж.В., Бердина О.Н., Домашенкина А.С., Ярославцева И.В., Лутошлива Е.С., и др. Особенности онтогенеза речевой деятельности у мальчиков школьного возраста с эссенциальной артериальной гипертензией. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017; 7(5): 112-126. doi: 10.15293/2226-3365.1705.08

18. Спирина А.В. Особенности крупной, мелкой и артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с дизартрией. Вестник Курганского государственного университета. 2018; 4(51): 71-73.

19. Бугун О.В., Машанская А.В., Аталян А.В., Михнович В.И., Белогорова Т.А., Власенко А.В., и др. Комплексная реабилитация пациентов с двигательными нарушениями при спастических формах ДЦП. Acta biomedica scientifica. 2021; 6(6-2): 82-91. doi: 10.29413/ABS.2021-6.6-2.9

20. Волгина С.Я., Журкова Н.В., Гамирова Р.Г., Николаева Е.А., Соловьева Н.А. Ранняя диагностика двигательных нарушений у детей: междисциплинарный подход. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2022; 67(5): 225-230. doi: 10.21508/1027-4065-2022-67-5-225-230

21. Гинтер Е.К., Зинченко Р.А. Наследственные болезни в российских популяциях. Информационный вестник ВОГиС. 2006; 10(1): 106-125.

22. Воробьев В.Ф. Теоретический анализ проблемы моторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Научное обозрение. Биологические науки. 2017; 5: 5-12.

23. Ткачук Е.А. Использование синдромального подхода к диагностике аутизма у детей. Медицинский совет. 2022; (12): 200-204. doi: 10.21518/2079-701X-2022-16-12-200-204

24. Ткачук Е.А., Мартынович Н.Н., Рычкова Л.В. Скрининговые методы исследования расстройств аутистического спектра в исследовании нервно-психического развития детей дошкольного возраста. Казанский медицинский журнал. 2021; 102(3): 302- 306. doi: 10.17816/KMJ2021-302

25. Заваденко Н.Н. Школьная дезадаптация в педиатрической практике. Лечащий врач. 2005; 1: 22-27.

26. Басюк В.С., Лазуренко С.Б. Научные подходы к преодолению учебных трудностей современных школьников. Альманах Института коррекционной педагогики. 2023; 54(1): 22-31.

27. Давидович Л.Р., Гусева А.Ю. Активизация эгоцентрической речи у детей с речевыми нарушениями в условиях семьи. Специальное образование. 2022; 4(68): 46-57. doi: 10.26170/1999-6993_2022_04_03

28. Исаев Е.И., Марголис А.А. Трудности в обучении: диагностика, профилактика, преодоление. Психологическая наука и образование. 2023; 28(5): 7-20. doi: 10.17759/pse.2023280501

29. Вавилов Ю.П. Проблемы учебной неуспеваемости школьников. Ярославский педагогический вестник. 2016; 2: 19-24.

30. Xing J, Andersen RA. Models of the posterior parietal cortex which perform multimodal integration and represent space in several coordinate frames. J Cogn Neurosci. 2000; 12(4): 601-614. doi: 10.1162/089892900562363


Рецензия

Для цитирования:


Ткачук Е.А., Прохорова Ж.В., Черевикова И.А., Вотинева А.С., Рычкова Л.В. Медицинские проблемы трудностей в обучении школьников. Acta Biomedica Scientifica. 2024;9(6):166-175. https://doi.org/10.29413/ABS.2024-9.6.17

For citation:


Tkachuk E.A., Prokhorova Zh.V., Cherevikova I.A., Votineva A.S., Rychkova L.V. Medical problems of learning difficulties in schoolchildren. Acta Biomedica Scientifica. 2024;9(6):166-175. (In Russ.) https://doi.org/10.29413/ABS.2024-9.6.17

Просмотров: 196


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-9420 (Print)
ISSN 2587-9596 (Online)