Профиль межполушарной асимметрии и когнитивные функции у подростков со средним и высоким уровнем интеллекта
https://doi.org/10.29413/ABS.2022-7.6.21
Аннотация
Обоснование. Нейропсихологический подход позволяет считать, что различия в когнитивных процессах связаны с вариативностью сочетаний признаков парциального доминирования определённых структур мозга, проявляющихся в виде индивидуальных профилей латеральности. Однако проблема выявления и изучения связи межполушарной асимметрии с когнитивными функциями у подростков с высоким уровнем интеллекта остаётся не до конца разрешённой, что обуславливает актуальность настоящего исследования.
Цель: описать взаимосвязь типов профиля межполушарной асимметрии с характеристиками когнитивных функций у подростков со средним и высоким уровнем интеллекта.
Материалы и методы. Выборка включала 52 человека в возрасте 12–15 лет: 26 подростков с высоким уровнем интеллекта (основная группа), 26 подростков со средним уровнем интеллекта (контрольная группа). В качестве методов исследования использовались: тест Векслера (WISC-IV), методика исследования профиля межполушарной асимметрии (Хомская Е.Д., Ефимова И.В.), методика «Корректурная проба» Б. Бурдона, методика «Рассказ на заданную тему».
Результаты. У большинства подростков с высоким уровнем интеллекта выявлена выраженность праволатеральных черт, которые прослеживались в мануальной, слуховой и зрительной сфере сенсомоторной асимметрии. При этом выраженность праволатеральных и амбилатеральных черт сопровождается более выраженными показателями развития когнитивных функций. Подростки с типом профиля межполушарной асимметрии «Леворукие» характеризовались недостаточным уровнем устойчивости внимания и сниженной способностью к развёрнутому речевому высказыванию, вне зависимости от уровня интеллекта.
Заключение. Полученные данные показывают, что своеобразие индивидуальных профилей межполушарной асимметрии обусловливает неравномерность развития ряда психических функций в подростковом возрасте и различную готовность мозговых механизмов к обеспечению разных когнитивных процессов. Мы предполагаем, что результаты работы позволят расширить представления о роли межполушарной асимметрии мозга в организации когнитивных функций у подростков с высоким уровнем интеллекта.
Ключевые слова
Об авторах
И. А. ЧеревиковаРоссия
Черевикова Ирина Александровна – младший научный сотрудник лаборатории психонейросоматических патологий детского возраста
664003, г. Иркутск, ул. Тимирязева, 16, Россия
Ж. В. Прохорова
Россия
Прохорова Жанна Владимировна – кандидат биологических наук, медицинский психолог, заведующая кабинетом медицинской психологии и психотерапии клиники
664003, г. Иркутск, ул. Тимирязева, 16, Россия
В. М. Поляков
Россия
Поляков Владимир Матвеевич – доктор биологических наук, руководитель лаборатории психонейросоматической патологии детского возраста
664003, г. Иркутск, ул. Тимирязева, 16, Россия
Л. В. Рычкова
Россия
Рычкова Любовь Владимировна –доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН, директор
664003, г. Иркутск, ул. Тимирязева, 16, Россия
В. П. Песков
Россия
Песков Вадим Павлович – кандидат психологических наук, доцент, доцент Института педагогики и психологии образования
129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4, Россия
Список литературы
1. Белашева Х.В. Мнемические способности одарённых подростков с различными профилями межполушарной асимметрии мозга. Современные проблемы науки и образования. 2008; 3: 63-68.
2. Москвин В.А., Москвина Н.В. Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека. М.: Смысл; 2011.
3. Черевикова И.А., Мясищев Н.А., Косовцева А.С., Поляков В.М., Рычкова Л.В. Возможности нейропсихологического подхода для мониторинга когнитивного развития детей. Психология образования: образовательный потенциал развития личности: Сборник материалов VI Всероссийской научнопрактической конференции психологов образования Сибири с международным участием. Иркутск; 2020: 291-296.
4. Biton A, Traut N, Poline J-B, Aribisala BS, Bastin ME, Bülow R, et al. Polygenic architecture of human neuroanatomical diversity. Cereb Cortex. 2020; 30(4): 2307-2320. doi: 10.1093/cercor/bhz241
5. Jung YH, Jang JH, Lee D, Choi Y, Choi SH, Kang DH. Relationships between catecholamine levels and stress or intelligence. Neurochem Res. 2019; 44(5): 1192-1200. doi: 10.1007/s11064-019-02762-z
6. Белашева Х.В. Вклад межполушарных асимметрий в структуру мнемических способностей одарённых подростков: методологический и диагностический аспект. Вестник СевероКавказского федерального университета. 2015; 1(46): 188-193.
7. Descheemaeker MJ, Ghesquiere P, Symons H, Fryns JP, Legius E. Behavioural, academic and neuropsychological profile of normally gifted Neurofibromatosis type 1 children. J Intellect Disabil Res. 2005; 49(1): 33-46. doi: 10.1111/j.1365-2788.2005.00660.x
8. Колесникова Л.И., Дзятковская Е.Н., Долгих В.В., Поляков В.М., Рычкова Л.В. Адаптивно-развивающая стратегия сохранения здоровья школьников. М.: Литтерра; 2015.
9. Поляков В.М., Колесников С.И., Колесникова Л.И., Долгих В.В., Косовцева А.С., Рычкова Л.В. и др. Особенности формирования функциональной межполушарной асимметрии у детей и подростков с эссенциальной артериальной гипертензией. Вестник Российской академии медицинских наук. 2014; 69(9-10): 77-82. doi: 10.15690/vramn.v69i9-10.1135
10. Annett M. In defense of the right shift theory. Percept Mot Skills.1996; 82(1): 115-137. doi: 10.2466/pms.1996.82.1.115
11. Бердина О.Н., Рычкова Л.В., Мадаева И.М. Особенности структурной организации сна у школьников с высокими интеллектуальными способностями. Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. 2018; 118(7): 78-81. doi: 10.17116/jnevro20181187178
12. Santarnecchi E, Tatti E, Rossi S, Serino V, Rossi A. Intelligence-related differences in the asymmetry of spontaneous cerebral activity. Hum Brain Mapp. 2015; 36(9): 3586-3602. doi: 10.1002/hbm.22864
13. Broadway JM, Franklin MS, Schooler JW. Early eventrelated brain potentials and hemispheric asymmetries reveal mind-wandering while reading and predict comprehension. Biol Psychol. 2015; 107: 31-43. doi: 10.1016/j.biopsycho.2015.02.009
14. Сигида Е.А., Лукьянова И.Е. Проблема одарённости с позиции функциональной асимметрии мозга. Школа медикосоциальной реабилитации: Сборник научных трудов. Осенняя сессия. 2019: 57-61.
15. Москвин В.А., Москвина Н.В., Цангль Н. Мотивация достижения успеха, личностные характеристики и особенности асимметрий у подростков-фигуристов. Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2018; 1: 157-161.
16. Поляков В.М., Колесникова Л.И. Функциональная асимметрия мозга в онтогенезе (обзор литературы отечественных и зарубежных авторов). Acta biomedica scientifica. 2006; 5(51): 322-331.
17. Anomal RF, Brandão DS, Porto SB, de Oliveira SS, de Souza RFL, Fiel JS, et al. The role of frontal and parietal cortex in the performance of gifted and average adolescents in a mental rotation task. PLoS One. 2020; 15(5): e0232660. doi: 10.1371/journal.pone.0232660
18. Maddocks DLS. Cognitive and achievement characteristics of students from a national sample identified as potentially twice exceptional (gifted with a learning disability). Gifted Child Quarterly. 2020; 64(1): 3-18. doi: 10.1177/0016986219886668
19. Hodgson JC, Hudson JM. Speech lateralization and motor control. Prog Brain Res. 2018; 238: 145-178. doi: 10.1016/bs.pbr.2018.06.009
20. Kalbfleisch ML, Gillmarten C. Left brain vs. right brain: Findings on visual spatial capacities and the functional neurology of giftedness. Roeper Review. 2013; 35(4): 265-275. doi: 10.1080/02783193.2013.829549
21. Кисина А.А, Филиппова Е.Б. Показатели психологического статуса студентов с различной функциональной асимметрией. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2017; 4: 17-26.
22. Бердина О.Н., Мадаева И.М., Поляков В.М., Рычкова Л.В. Альтерация ЭЭГ-паттерна сна как специфический маркер нейропластичности у интеллектуально одарённых школьников. Медицинский академический журнал. 2021; 21(4): 7-16. doi: 10.17816/MAJ65945
23. Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Тест Д. Векслера: диагностика структуры интеллекта (детский вариант): методическое руководство. СПб.: ИМАТОН; 2016.
24. Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. Методическое пособие. СПб.: Речь, 2005.
25. Лукьянчикова Ж.А., Ениколопова Е.В., Степанова О.Б. Эмоциональные особенности математически одарённых подростков с разным профилем функциональной асимметрии. Развитие научного наследия Бориса Михайловича Теплова в отечественной и мировой науке: Материалы международной научно-практической конференции. М.; 2006: 188.
26. Абдрахманова Л.Б., Доманский А.К. Взаимосвязь характеристики индивидуального профиля межполушарной функциональной асимметрии, эмоционального фона и когнитивных функций ребёнка. Актуальные проблемы теоретической, экспериментальной, клинической медицины и фармации: Сборник материалов 52-й ежегодной Всероссийской конференции студентов и молодых учёных, посвящённой 90-летию доктора медицинских наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Павла Васильевича Дунаева. Тюмень: РИЦ «Айвекс»; 2018: 238.
Рецензия
Для цитирования:
Черевикова И.А., Прохорова Ж.В., Поляков В.М., Рычкова Л.В., Песков В.П. Профиль межполушарной асимметрии и когнитивные функции у подростков со средним и высоким уровнем интеллекта. Acta Biomedica Scientifica. 2022;7(6):212-220. https://doi.org/10.29413/ABS.2022-7.6.21
For citation:
Cherevikova I.A., Prokhorova Zh.V., Polyakov V.M., Rychkova L.V., Peskov V.P. Interhemispheric asymmetry profile and cognitive functions in adolescents with average and high intelligence. Acta Biomedica Scientifica. 2022;7(6):212-220. (In Russ.) https://doi.org/10.29413/ABS.2022-7.6.21