Preview

Acta Biomedica Scientifica

Расширенный поиск

О формировании общественно-частной модели организации медицинской помощи в России

https://doi.org/10.29413/ABS.2021-6.3.22

Полный текст:

Аннотация

Пандемия COVID-19, угрозы техногенного и антропогенного характера, вывели на передний план нерыночные аспекты общей, корпоративной отраслевой культуры и стратегии в медицине и здравоохранении. Поэтому во многих странах, несмотря на различия в соотношениях государственной и частной собственности в инфраструктуре здравоохранения, государственным приоритетом является обеспечение их сотрудничества в рамках национальной системы здравоохранения, способной оперативно и слаженно работать в условиях крайне опасных эпидемий и угроз иных чрезвычайных ситуаций.

Цель данной статьи – обсудить проблему формирования в системе здравоохранения России общественно-частной модели организации медицинской помощи.

Материалы и методы. Использованы методы контент-анализа, экономико-статистического анализа, информационные и аналитические материалы российских и зарубежных информационных агентств, сводная по России форма государственного статистического наблюдения № 62 «Сведения о ресурсном обеспечении и об оказании медицинской помощи населению» (сдают юридические лица – медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере ОМС), статистические сборники Росстата, аналитические материалы и статистические данные ВОЗ (Европейский портал информации здравоохранения ВОЗ: https://gateway.euro.who.int/en/hfa-explorer/ ), статистические данные и метаданные по странам Организации экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР, https://stats.oecd.org/ ), материалы монографических исследований и периодической печати, в том числе в сети Интернет.

Результаты. Родоначальником Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в России является система ОМС. Объем текста этой Программы увеличился к настоящему времени в 130 раз в сравнении с первоначальной редакцией 1998 года. При этом все еще отсутствует четкое нормативное разграничения оснований, объемов и условий оказания бесплатной и платной медицинской помощи, в результате важнейшее право человека на бесплатную медицинскую помощь остается не полностью реализованным. Число негосударственных медицинских организаций, оказывающих населению медицинскую помощь бесплатно по полису обязательного медицинского страхования, т. е. финансируемых из государственных источников, увеличилось в России за период с 2011 по 2019 гг. в четыре раза – с 648 до 2423 организаций соответственно. Это свидетельствует о формировании в России новой, «объединенной» модели здравоохранения в режиме общественно-частного партнерства по решению социальных задач, хотя в Конституции Российской Федерации бесплатное оказание гражданам медицинской помощи в частных медицинских организациях не предусмотрено. Такая интеграция позволяет задействовать производственные мощности частных медицинских структур в чрезвычайных ситуациях, а также согласуется с одной из задач ведомственной целевой программы «Развитие фундаментальной, трансляционной и персонализированной медицины».

Выводы. В современной России идет формирование объединенной, общественно-частной (гибридной) модели  здравоохранения, что требует разработки новых, партнёрских отношений и принципов управления в сфере организации медицинской помощи. Государственная политика в сфере финансирования здравоохранения должна быть направлена не только на конкретизацию государственных гарантий медицинской помощи, но и на сокращение разрыва в социально-экономическом неравенстве, а системы социальной защиты должны быть ориентированы, прежде всего, на людей, которые наиболее сильно нуждаются в медицинской помощи. Для защиты населения от чрезмерных («катастрофических») платежей за медицинскую помощь, целесообразно ввести в законодательство о здравоохранении понятие социальных стандартов – ряда общих правил, норм и нормативов, посредством которых государством гарантируются обеспечение конституционных прав граждан на бесплатное получение медицинской помощи.

Об авторах

В. И. Перхов
ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России
Россия

 доктор медицинских наук, доцент, главный научный сотрудник 

127254, Москва, ул. Добролюбова, 11, Россия 



С. И. Колесников
ФГБОУ ВО МГУ им. М.В. Ломоносова; ФГБНУ НЦ проблем здоровья семьи и репродукции человека,
Россия

  доктор медицинских наук, профессор, академик РАН, заслуженный деятель науки Российской Федерации

119991, Москва, Ленинские горы, д. 1, Россия

664003, г. Иркутск, ул. Тимирязева, 16, Россия 



Е. В. Песенникова
ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Минздрава России (Сеченовский Университет)
Россия

 кандидат медицинских наук, доцент кафедры организации и управления в сфере обращения лекарственных средств Факультета управления и экономики здравоохранения 

119435, Москва, Большая Пироговская ул., 2, стр. 4, Россия



Список литературы

1. Molchanova EV. Comparative Assessment of Health Systems in Russia and Finland. The International Conference «Health and wellbeing in modern society» (ICHW 2020). – Atlantis Press. 2020; 253–258. doi.org/10.2991/ahsr.k.201001.051

2. Tompson W. Healthcare reform in Russia: problems and prospects. – 2007; doi.org/10.1787/327014317703

3. Twigg JL. Unfulfilled hopes: The struggle to reform Russian health care and its financing. Russia’s torn safety nets. 2000; 43–64. doi: 10.1007/978-1-349-62712-7_3

4. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 г. № 4543–1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год». СПС «Консультант плюс»

5. Перхов В. И., Янкевич Д. С. Программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи: что изменилось за 20 лет? MEDICAL ACADEMIC. 2018; 18 (4): 31

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 1992 г. № 41 «О мерах по выполнению Закона РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР». СПС КонсультантПлюс

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 сентября 1998 г. № 1096 «Об утверждении Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи». СПС КонсультантПлюс

8. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 декабря 2013 г. № 916н «О перечне видов высокотехнологичной медицинской помощи». СПС КонсультантПлюс

9. Министерство здравоохранения Российской Федерации от 21 ноября 2018 года № 11-7/10/2-7543, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, письмо от 21 ноября 2018 года N 14525/26-1/и «О методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования». СПС КонсультантПлюс

10. Платное обслуживание населения в России. 2019: Стат. сб./П37 Росстат. 2019; 110

11. WHO. The World health report 2000: health systems: improving performance. 2000

12. WHO. What are the equity, efficiency, cost containment and choice implications of private health-care funding in western Europe? Health Evidence Network (HEN) Report. 2004

13. Aboutorabi A. et al. Factors affecting the informal payments in public and teaching hospitals. Medical journal of the Islamic Republic of Iran. 2016; 30: 315

14. Кадыров Ф. Н. Платные услуги в здравоохранении. Москва: ИД Менеджер здравоохранения. – 2013

15. Мисюлин С. С. Платные медицинские услуги в государственных учреждениях в современной системе здравоохранения России. Вестник Росздравнадзора. 2009; 1: 24–29

16. Зражевская Т. Д., Косолапов А. В. Платные медицинские услуги в бюджетных медицинских организациях в системе гарантий конституционного права на охрану здоровья. Медицинское право. 2016; 6: 39–42

17. Emery H, Gerrits K. The demand for private health insurance in Alberta in the presence of a public alternative. – November, 2005;

18. Chernichovsky D. The public-private mix in the modern health care system-concepts, issues, and policy options revisited. National Bureau of Economic Research. 2000; w7881

19. Filc D, Davidovitch N. Rethinking the private – public mix in health care: analysis of health reforms in Israel during the last three decades. Journal of health services research & policy. 2016; 21 (4): 249–256. doi.org/10.1177/1355819616650470

20. Feenberg D, Skinner J. The risk and duration of catastrophic health care expenditures. National Bureau of Economic Research. 1992; w4147.

21. Li Y. et al. Factors affecting catastrophic health expenditure and impoverishment from medical expenses in China: policy implications of universal health insurance. Bulletin of the World Health Organization. 2012; 90 (9): 664–671. doi: 10.2471/BLT.12.102178

22. Ssewanyana S, Kasirye I. Estimating Catastrophic Health Expenditures from Household Surveys: Evidence from Living Standard Measurement Surveys (LSMS) – Integrated Surveys on Agriculture (ISA) from Sub-Saharan Africa. Applied Health Economics and Health Policy. 2020; 18 (6): 781–788. doi: 10.1007/s40258-020-00609-1

23. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). СПС КонсультантПлюс

24. Совещание Президента с членами Правительства Российской Федерации по вопросам здравоохранения. НовоОгарево. 21 января 2014 года. Доступно на: http://kremlin.ru/events/president/news/20090. [Дата доступа: 07.06.2021]


Для цитирования:


Перхов В.И., Колесников С.И., Песенникова Е.В. О формировании общественно-частной модели организации медицинской помощи в России. Acta Biomedica Scientifica. 2021;6(3):216-226. https://doi.org/10.29413/ABS.2021-6.3.22

For citation:


Perkhov V.I., Kolesnikov S.I., Pesennikova E.V. Formation of public-private model in Russia health care organization. Acta Biomedica Scientifica. 2021;6(3):216-226. (In Russ.) https://doi.org/10.29413/ABS.2021-6.3.22

Просмотров: 496


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-9420 (Print)
ISSN 2587-9596 (Online)