Preview

Acta Biomedica Scientifica

Расширенный поиск

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА, ПРОЖИВАЮЩИХ В ПРОМЫШЛЕННОМ ГОРОДЕ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ

Аннотация

Целью данной работы явилась оценка адаптационных возможностей студентов технического ВУЗа, проживающих в промышленном городе Восточной Сибири. В статье представлены результаты оценки функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы студентов технических и экономических специальностей. В настоящей работе использовались физиологические методы исследования, включающие в себя оценку функционального состояния сердечно-сосудистой системы с учетом реакций на физическую нагрузку и оценкой адаптационного потенциала с расчетом индекса функциональных изменений (ИФИ) по формуле РМ. Баевского. Для оценки уровня напряжения в регуляции сердечно-сосудистой системы определяли тип саморегуляции кровообращения. Средние уровни систолического артериального давления у юношей-экономистов несколько ниже (128,3 ± 2,0 мм рт. ст.), чем у юношей технических специальностей, что является более благоприятным прогностическим признаком. У студенток-экономистов этот показатель напротив, достоверно выше (119,5 ± 1,7 мм рт. ст.; р < 0,05), чем у студенток технических специальностей. У 27,3 ± 9,3 % юношей и 45,4 ± 15,0% девушек технической специальности наблюдалась нормотоническая реакция на физическую нагрузку (р < 0,05). Среди студентов экономической специальности зафиксирован нормотонический тип реакции у 40,0 ± 21,9 % юношей и 50,0 ± 8,5 % девушек. Гипертонический тип реакции выявлен у 68,2 ± 9,4 % юношей и 45,4 ± 15,0 % девушек технической специальности (р < 0,05). Кроме этого, у 4,5 ± 4,3 % обследованных юношей и 9,1 ± 8,4 % девушек той же специальности отмечался дистонический тип реакции на физическую нагрузку, который, как и гипертонический, является неблагоприятным. Среди студентов экономической специальности гипертонический тип реакции выявлен у 60,0 ± 21,9 % юношей и 42,3 ± 8,4 % девушек. Дистоническая реакция на физическую нагрузку выявлена только у девушек (7,7 ± 5,1 % обследованных). Выявлено, что 63,9 % студентов имеют сниженные функциональные возможности, состояние функционального напряжения обнаружено у 79,0 % юношей и 48,8 % девушек среди всех обследованных студентов. Среди юношей технических специальностей состояние функционального напряжения встречалось в 2,4 раза чаще, по сравнению с девушками; среди юношей экономической специальности - в 1,5 раза чаще, по сравнению с девушками. У девушек экономической специальности состояние функционального напряжения встречалось в 1,6 раза чаще, по сравнению с девушками технической специальности. Полученные результаты свидетельствуют о снижении адаптационных возможностей в когорте студенческой молодежи.

Об авторе

О. Ю. Катульская
ФГБУ «Восточно-Сибирский научный центр экологии человека» СО РАМН
Россия


Список литературы

1. Баевский Р.М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. - М.: Медицина, 1997. - 235 с.

2. Гордашников В.А., Осин А.Я. Образование и здоровье студентов медицинского колледжа. - М.: Академия естествознания, 2009. - 216 с.

3. Доскин В.А., Келлер Х., Мураенко Н.М., Тонкова-Ямпольская Р.В. Морфофункциональные константы детского организма: Справочник. - М.: Медицина, 1997. - 288 с.

4. Захарченко М.П., Захарченко М.П., Маймулов В.Г., Шабров А.В. Диагностика в профилактической медицине. - СПб.: МФИН, 1997. - 516 с.

5. Лебедев В.В. О работе ректората и студенческих общественных организаций Нижегородского государственного университета по оздоровлению студентов и пропаганде здорового образа жизни // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Инновации в образовании. - 2003. - Вып. 1 (4). - С. 200-207.

6. Ушакова Я.В. Здоровье студентов и факторы его формирования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2007. - № 4. - С. 197-202.

7. Хватова М.В., Дьячкова Е.С. Влияние образовательной среды на психологическое здоровье студентов разных специальностей в процессе обучения // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 3. - С. 74-88.

8. Шагина И.Р. Медико-социальный анализ влияния учебного процесса на состояние здоровья студентов медицинского ВУЗа: автореф. дис.. канд. социол. наук. - Астрахань, 2010. - 25 с.

9. Шеметова Г.Н., Дудрова Е.В. Проблемы здоровья современной студенческой молодежи и нерешенные вопросы организации лечебно-профилактической помощи // Саратовский научно-медицинский журнал. - 2009. - Т. 5. - № 4. - С. 526-530.


Рецензия

Для цитирования:


Катульская О.Ю. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА, ПРОЖИВАЮЩИХ В ПРОМЫШЛЕННОМ ГОРОДЕ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ. Acta Biomedica Scientifica. 2013;(3(1)):66-69.

For citation:


Katulskaya O.Yu. FEATURES OF FUNCTIONALITY OF CARDIOVASCULAR SYSTEM OF UNIVERSITY STUDENTS, LIVING IN THE INDUSTRIAL CITIES OF EASTERN SIBERIA. Acta Biomedica Scientifica. 2013;(3(1)):66-69. (In Russ.)

Просмотров: 481


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-9420 (Print)
ISSN 2587-9596 (Online)