Preview

Acta Biomedica Scientifica

Расширенный поиск

Психологические особенности подростков с эссенциальной артериальной гипертензией

https://doi.org/10.29413/ABS.2018-3.2.10

Полный текст:

Аннотация

Обоснование. Противоречивость данных в отношении психологического профиля подростков сэссенциальной артериальной гипертензией (ЭАГ) как одного из важнейших факторов этиопатогенеза данного заболевания обуславливает актуальность поиска взаимосвязи психологических черт с особенностями циркадной организации артериального давления (АД). Целью данного исследования явилось изучение ассоциации эмоционально-личностных особенностей с параметрами суточного мониторирования АД (СМАД) у подростков с ЭАГ. Методы. На базе клиники ФГБНУ «Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека» обследовано 110 европеоидов мужского пола в возрасте 14-17 лет (средний возраст 15,92 ± 1,12 года) с диагнозом ЭАГ. Проведено психологическое тестирование и СМАД. Результаты. Определено несколько наиболее значимых психологических черт, ассоциированных с разными параметрами СМАД и стабилизацией АГ. Повышенная гипертимность, проявляющаяся в повышенной активности, раздражительности, гневливости и несговорчивости, ассоциирована со стабилизацией ЭАГ у подростков. Умение выражать свои эмоции вербально или физически (в том числе конструктивным способом) защищает сердечно-сосудистую систему от чрезмерных колебаний уровня АД в ночное время. Психологический профиль с ведущим паттерном подавления тревожно-агрессивного аффекта (раздражение, обида, тревожность, интроверсия) главным образом пагубно влияют на время гипертензии АД и среднесуточный уровень АД. Заключение. Подросткам с ЭАГ, имеющим определенные эмоционально-личностные особенности, необходимо дифференцировано проводить психотерапевтические вмешательства для ранней профилактики осложнений нарушений циркадной организации сердечно-сосудистой деятельности.

Об авторах

А. С. Косовцева
ФГБНУ «Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека»
Россия


Л. И. Колесникова
ФГБНУ «Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека»
Россия


Л. В. Рычкова
ФГБНУ «Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека»
Россия


В. М. Поляков
ФГБНУ «научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека»
Россия


Т. А. Баирова
ФГБНУ «научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека»
Россия


Список литературы

1. Автандилов А.Г., Александров А.А., Кисляк О.А., Конь И.Я., Ледяев М.Я., Леонтьева И.В., Петеркова В.А., Розанов В.Б. Рекомендации по диагностике, лечению и профилактике артериальной гипертензии у детей и подростков // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - 2003. - Т. 6, № 3. - С. 24-36

2. Березин Ф.Б., Безносюк Е.В., Соколова Е.Д. Психологические механизмы психосоматических заболеваний // Российский медицинский журнал. 1998. - № 2. - C. 43-49

3. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 1999. - 376 с

4. Бунина Е.Г., Ровда Ю.И., Миняйлова Н.Н., Болгова И.В., Черных Н.С. Психосоматические особенности личности подростков с артериальной гипертензией // Педиатрия им Г.Н. Сперанского. - 2007. - № 2. -С. 28-31

5. Бучина М.М., Копнина Е.И. Психосоматические особенности пациентов с гипертонической болезнью // Вестник новых медицинских технологий. - 2007. -Т. 14, № 2. - С. 194-195

6. Гарганеева Н.П., Белокрылова М.Ф. Основные симптомокомплексы и условия формирования невротических и аффективных расстройств у больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями // Сибирский медицинский журнал. - № 4. - 2009. - С. 11-17

7. Гафаров В.В., Панов Д.О., Громова Е.А., Гагулин И.В., Гафарова А.В. Влияние личностной тревожности на риск развития артериальной гипертензии в открытой популяции среди женщин 25-64 лет в условиях мегаполиса Западной Сибири (Эпидемиологическое исследование на основе программы ВОЗ «MONICA - психосоциальная») // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 4. - С. 357-359

8. Колесникова Л.И., Долгих В.В., Поляков В.М., Рычкова Л.В. Проблемы психосоматической патологии детского возраста. - Новосибирск: Наука, 2005. - 222 с

9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - СПб.: Речь, 2010. - 256 с

10. Поляков В.М., Колесников С.И., Колесникова Л.И., Долгих В.В., Косовцева А.С., Прохорова Ж.В., Рычкова Л.В. Особенности формирования функциональной межполушарной асимметрии у детей и подростков с эссенциальной артериальной гипертензией // Вестник Российской Академии медицинских наук. - 2014. - № 9. - С. 77-82

11. Собчик Л.Н. Психолог о подростках в школе и семье // Московский психологический журнал. -2002. - № 3

12. Эверт Л.С., Маслова М.Ю., Власова Е.Н., Веденеева В.Ю., Мочалкина И.М., Токманцев А.В. Медикобиологические и психосоциальные факторы риска развития артериальной гипертензии у детей // Бюл. ВСНЦ СО РАМН. - 2012. - № 5-2. - С. 70-74

13. Akiskal HS. (1983). Diagnosis and treatment of affective disorders. Psychiat Clin N Amer, 6, 210-215.

14. Bucher BS, Ferrarini A, Weber N, Bullo M, Bianchetti MG, Simonetti GD. (2013). Primary hypertension in childhood. Curr Hypertens Rep, 15 (5), 444-452.

15. Flaa A, Ekeberg 0, Kjeldsen SE, Rostrup M. (2007). Personality may influence reactivity to stress. Biopsychosoc Med, 1 (5), 1751-1759.

16. Hosseini SH, Mokhberi V, Mohammadpour RA, Mehrabianfard M, Lashak NB. (2011). Anger expression and suppression among patients with essential hypertension. Int J Psychiatry Clin Pract, 15 (3), 214-218.

17. Rutledge T, Hogan BE. (2002). A quantitative review of prospective evidence linking psychological factors with hypertension development. Psychosom Med, 64 (5), 758-766.

18. Saboya PMHP, Zimmerman PR, Bodanese LC. (2010). Association between anxiety or depressive symptoms and arterial hypertension, and their impact on the quality of life. Int J Psychiatry Med, 40 (3), 307-320.

19. Sharma A. (2012). Hypertension: psychological fallout of type A, stress, anxiety and anger. Advances in Asian Social Science, 3 (4), 751-758.

20. Yeager DS, Lee HY, Jamieson JP. (2016). How to improve adolescent stress responses insights from integrating implicit theories of personality and biopsychosocial models. Psychol Sci, 27 (8), 1078-1091.


Для цитирования:


Косовцева А.С., Колесникова Л.И., Рычкова Л.В., Поляков В.М., Баирова Т.А. Психологические особенности подростков с эссенциальной артериальной гипертензией. Acta Biomedica Scientifica. 2018;3(2):56-62. https://doi.org/10.29413/ABS.2018-3.2.10

For citation:


Kosovtseva A.S., Kolesnikova L.I., Rychkova L.V., Polyakov V.M., Bairova T.A. Psychological features of adolescents with essential hypertension. Acta Biomedica Scientifica. 2018;3(2):56-62. (In Russ.) https://doi.org/10.29413/ABS.2018-3.2.10

Просмотров: 108


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-9420 (Print)
ISSN 2587-9596 (Online)