Preview

Acta Biomedica Scientifica

Расширенный поиск

Индивидуальная изменчивость высших психических функций дошкольников в аспекте материального достатка семьи (нейропсихологический анализ)

https://doi.org/10.29413/ABS.2023-8.6.21

Аннотация

Решение проблем индивидуального развития человека требует не просто накопления и обобщения данных, но и уточнения, системного понимания индивидуальной изменчивости высших психических функций в соотношении с факторами среды и учёта рисков, сопутствующих их формированию.

Цель исследования. Выявить системные закономерности соотношений индивидуальной изменчивости высших психических функций детей дошкольного возраста с материальным уровнем их семей.

Методы. Применялись традиционные нейропсихологические пробы, разработанные А.Р. Лурией и прошедшие адаптацию в лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Было обследовано 180  детей дошкольного возраста из семей с высоким, средним и низким уровнем доходов.

Результаты. Наибольшей индивидуальной изменчивостью в период дошкольного возраста в соотношении с материальным уровнем семьи подвержены функции с долгим периодом формирования – это функции III блока мозга, и функции, обеспечиваемые преимущественно левополушарными отделами головного мозга. Дети из наиболее обеспеченных семей имеют самые высокие показатели индексов функций III  блока мозга (р  <  0,001) и левополушарных функций (р  <  0,001). У дошкольников из семей низкого материального уровня в зоне отрицательных значений оказались индексы функций как передних отделов головного мозга (р < 0,001), так и функций левополушарных отделов (р < 0,001).

Заключение. Полученные эмпирические результаты исследования позволяют уточнить, что фактор материального достатка семьи – как непосредственно, факторно, так и опосредованно, кумулятивно, через систему проксимальных факторов, – может вносить свой избирательный вклад в изменчивость показателей высших психических функций детей, что проявляется в более интенсивном темпе формирования одних групп функций и  менее интенсивном – других, а также в выборе ведущей стратегии обработки информации, опирающейся на активность левого или правого полушария.

Об авторе

М. С. Неровных
ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»
Россия

Неровных Марина Сергеевна – старший преподаватель кафедры психолого-педагогического образования 

655017, г. Абакан, просп. Ленина, 90



Список литературы

1. Татур В.Ю. Наследственность воспитания или воспитание наследственности. В кн.: Субетто А.И. (ред.). Ноосферное образование в евразийском пространстве. Ноосферное человековедение как основа ноосферной парадигмы образования, воспитания и просвещения. СПб.: Астерион; 2019; (9): 76-102.

2. Балова А.А. Обзор книги «Генетика психологического благополучия: роль наследственности и генетики в позитивной психологии». Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020; 1(155): 472-483. doi: 10.14515/monitoring.2020.1.21

3. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Академия; 2002.

4. Судаков К.В. Информационная грань системной организации психической деятельности головного мозга. Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2013; 21(3): 28-36.

5. Попов Л.М., Устин П.Н. Когнитивно-поведенческая концепция и возможности ее реализации в жизненной активности студентов. Психологический журнал. 2021; 42(1): 26-35. doi: 10.31857/S020595920013324-2

6. Brito NH, Piccolo LD, Noble KG. Associations between cortical thickness and neurocognitive skills during childhood vary by family socioeconomic factors. Brain Cogn. 2017; 116: 54-62. doi: 10.1016/j.bandc.2017.03.007

7. Rakesh D, Whittle S. Socioeconomic status and the developing brain – A systematic review of neuroimaging findings in youth. Neurosci Biobehav Rev. 2021; (130): 379-407. doi: 10.1016/j.neubiorev.2021.08.027

8. Khanam R, Nghiem S. Family income and child cognitive and noncognitive development in Australia: Does money matter? Demography. 2016; 53(3): 597-621. doi: 10.1007/s13524-016-0466-x

9. Aikens NL, Barbarin O. Socioeconomic differences in reading trajectories: The contribution of family, neighborhood, and school contexts. J Educ Psychol. 2008; 100(2): 235-251. doi: 10.1037/0022-0663.100.2.235

10. Bradley RH, Corwyn RF. Socioeconomic status and child development. Ann Rev Psychol. 2002; 53(1): 371-399. doi: 10.1146/annurev.psych.53.100901.135233

11. Noble KG, Giebler MA. The neuroscience of socioeconomic inequality. Curr Opin Behav Sci. 2020; (36): 23-28. doi: 10.1016/j.cobeha.2020.05.007

12. Saitadze I, Lalayants M. Mechanisms that mitigate the effects of child poverty and improve children’s cognitive and socialemotional development: A systematic review. Child Family Soc Work. 2021; 26(3): 289-308. doi: 10.1111/cfs.12809

13. Чернов Д.Н. Роль образовательного статуса матери в изменении генотип-средовых соотношений в структуре языковых характеристик. Вестник Российского государственного медицинского университета. 2017; (3): 71-81.

14. Alper RM, Beiting M, Luo R, Jaen J, Peel M, Levi O, et al. Change the things you can: Modifiable parent characteristics predict high-quality early language interaction within socioeconomic status. J Speech Lang Hear Res. 2021; 64(6): 1992-2004. doi: 10.1044/2021_JSLHR-20-00412

15. Luo R, Masek LR, Alper RM, Hirsh-Pasek K. Maternal question use and child language outcomes: The moderating role of children’s vocabulary skills and socioeconomic status. Early Childhood Res Quarterly. 2022; (59): 109-120. doi: 10.1016/J.ECRESQ.2021.11.007

16. Merz EC, Maskus EA, Melvin SA, He X, Noble KG. Socioeconomic disparities in language input are associated with children’s language-related brain structure and reading skills. Child Dev. 2020; 91(3): 846-860. doi: 10.1111/cdev.13239

17. Lee H, Boyd R, Slack KS, Mather RS, Murray RK. Adverse childhood experiences, positive childhood experiences, and adult health. J Society Soc Work Res. 2022; 13(1): 441-461. doi: 10.1086/712410

18. Narciso I, Albuquerque S, Ribeiro MF, Ferreira LC, Fernandes M. Parental attributions – Mothers’ voices in economically and socially disadvantaged contexts. Int J Environ Res Public Health. 2022; 19(15): 9205. doi: 10.3390/ijerph19159205

19. Giollabhui NM, Hartman CA. Examining inflammation, health, stress and lifestyle variables linking low socioeconomic status with poorer cognitive functioning during adolescence. Brain, Behav Immun. 2022; (104): 1-5. doi: 10.1016/j.bbi.2022.04.020

20. Lucassen PJ, Pruessner J, Sousa N, Almeida OF, Van Dam AM, Rajkowska G, et al. Neuropathology of stress. Acta Neuropathol. 2014; 127(1): 109-135. doi: 10.1007/s00401-013-1223-5

21. Walker AK, Hawkins G, Sominsky L, Hodgson DM. Transgenerational transmission of anxiety induced by neonatal exposure to lipopolysaccharide: implications for male and female germ lines. Psychoneuroendocrinology. 2012; 37: 1320-1335. doi: 10.1016/j.psyneuen.2012.01.005

22. Zhong H, Rong J, Yang Y, Liang M, Li Y, Zhou R. Neonatal inflammation via persistent TGF-β1 downregulation decreases GABAAR expression in basolateral amygdala leading to the imbalance of the local excitation-inhibition circuits and anxiety-like phenotype in adult mice. Neurobiol Dis. 2022; (169): 105745. doi: 10.1016/j.nbd.2022.105745

23. Перегуд Д.И., Фрейман С.В., Тишкина А.О., Сохраняева Л.С., Лазарева Н.А., Онуфриев М.В., и др. Влияние раннего провоспалительного стресса на экспрессию различных транскриптов BDNF в отделах мозга самцов крыс препубертатного возраста. Вавиловский журнал генетики и селекции. 2016; 20(2): 191-197. doi: 10.18699/VJ16.149

24. Fitzgerald E, Hor K, Drake AJ. Maternal influences on fetal brain development: The role of nutrition, infection and stress, and the potential for intergenerational consequences. Early Hum Dev. 2020; 150: 105190. doi: 10.1016/j.earlhumdev.2020.105190

25. Robertson CM, Watt MJ, Yasui Y.Changes in the prevalence of cerebral palsy for children born very prematurely within a population-based program over 30 years. JAMA. 2007; 297(24): 2733-2740. doi: 10.1001/jama.297.24.2733

26. Вельтищев Ю.Е. Рост ребенка: закономерность, нормальные вариации, соматотипы, нарушения и их коррекция. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2000; 79(1): 79-86.

27. Johnson SB, Raghunathan RS, Li M, Nair D, Matson PA. Moving up but not getting ahead: Family socioeconomic position in pregnancy, social mobility, and child cognitive development in the first seven years of life. SSM Popul Health. 2022; 17: 101064. doi: 10.1016/j.ssmph.2022.101064

28. Merz EC, Maskus EA, Melvin SA, He X, Noble KG. Socioeconomic disparities in language input are associated with children’s language-related brain structure and reading skills. Child Dev. 2020; 91(3): 846-860. doi: 10.1111/cdev.13239

29. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга; 3-е изд. М.: Академический проект; 2000.

30. Бобков В.Н., Колмаков И.Б. Выявление социальной структуры и неравенства распределения денежных доходов населения Российской Федерации. Экономика региона. 2017; 4(13): 971-984.

31. Фарбер Д.А., Курганский А.В., Петренко Н.Е. Мозговая организация преднастройки к зрительному опознанию у детей предподросткового возраста. Физиология человека. 2015; (41): 5-15.

32. Дойдж Н. Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга. М.: Эксмо; 2010.


Рецензия

Для цитирования:


Неровных М.С. Индивидуальная изменчивость высших психических функций дошкольников в аспекте материального достатка семьи (нейропсихологический анализ). Acta Biomedica Scientifica. 2023;8(6):212-222. https://doi.org/10.29413/ABS.2023-8.6.21

For citation:


Nerovnykh M.S. Individual variability of higher mental functions in preschool children with regard to the material prosperity of the family (neuropsychological analysis). Acta Biomedica Scientifica. 2023;8(6):212-222. https://doi.org/10.29413/ABS.2023-8.6.21

Просмотров: 510


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-9420 (Print)
ISSN 2587-9596 (Online)