Творческая продуктивность учёных старшего возраста
https://doi.org/10.29413/ABS.2022-7.2.24
Аннотация
В статье представлены результаты исследования особенностей личности учёных старшего возраста, сохранивших научную продуктивность на протяжении продолжительного времени. Научную и практическую значимость имеет проблема психологических предпосылок вершинных достижений учёных, а также определение социальных и психологических факторов, способствующих сохранению высокой продуктивности учёных преклонного возраста на протяжении продолжительного времени.
Целью исследования является определение ключевых свойств личности известных учёных преклонного возраста на этапах их профессионального развития.
Методы исследования. Представленные данные получены при помощи исследовательского интервью «Жизненные ценности и жизненный путь», разработанного В.С. Мухиной. Эмпирический материал был собран в ходе работы по интервьюированию известных отечественных учёных старшего возраста (от 65 до 94 лет), вовлечённых в научно-исследовательскую деятельность и внёсших заметный вклад в развитие гуманитарных и технических наук. При формировании выборки мы следовали логике В.С. Мухиной, которая брала интервью у учёных старшего возраста, являющихся основателями и лидерами известных научных школ, имеющих учёную степень доктора наук, учёное звание профессора, членство в академии РАН, РАМН или РАО и продолжающих активную научную работу. Данные о пиковых достижениях пожилых учёных были взяты из наукометрических баз данных РИНЦ, РГБ.
Результаты. Анализ интервью, автобиографических описаний и вершинных достижений интервьюируемых учёных старшего возраста показал, что достижение акме-вершины выступает в качестве результирующей психологических предпосылок (личностные свойства учёных, физическое состояние) и социальных условий профессиональной деятельности (положение учёного в обществе, принадлежность к научной школе, наличие организационного и финансового ресурса). В научном творчестве учёных старшего возраста на протяжении всего периода научной деятельности отмечается несколько продуктивных периодов, которые в акмеологии принято называть микроакме. При этом вершинные достижения учёных, как правило, разнесены во времени с оптимальным сочетанием предпосылок и условий научного творчества.
Об авторах
В. М. ПоставневРоссия
кандидат психологических наук, доцент, Институт педагогики и психологии образования
129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4
И. В. Поставнева
Россия
кандидат психологических наук, доцент, Институт педагогики и психологии образования
129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4
В. П. Песков
Россия
кандидат психологических наук, доцент, Институт педагогики и психологии образования
129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4
А. М. Двойнин
Россия
кандидат психологических наук, доцент
109028, г. Москва, Покровский бульвар, 11
Список литературы
1. Семёнов И.Н. Акмеологические аспекты психологии творчества и индивидуальных различий выдающихся личностей в наследии Б.М. Теплова (к 120-летию со дня рождения). Акмеология. 2016; 4(60): 8-22.
2. Толочек В.А. Феномен «Акме»: Личность, успешность, среда (окружение). Известия Саратовского Университета. Новая Серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2015; 4(1): 16-21.
3. Двойнин А.М. Классику мировой психологии Джерому С. Брунеру – 100 лет. Психологическая наука и образование. 2015; 20(4): 105-107. doi: 10.17759/pse.2015200410
4. Рудкевич Л.А., Рыбалко Е.Ф. Возрастная динамика самореализации личности. В кн.: Психология личности в трудах отечественных психологов. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер; 2000: 286-293.
5. Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. Как стать великим или выдающимся? М.: Изд-во Института психотерапии, 2003.
6. Бодалев А.А. Пик развития взрослого человека: особенности и условия достижения. М.: Флинта, Наука; 1998.
7. Маслоу А.Г. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл; 2011.
8. Поставнев В.М., Поставнева И.В. Социально-психологические факторы творческой продуктивности учёных преклонного возраста. М.: Известия ИППО; 2020.
9. Савенков А.И., Воронцов М.А. Микродинамика творческой продуктивности математиков и культурологов. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: педагогика и психология. 2016; 2(36): 41-53.
10. Степанов С.Ю. Психология бессмертия и проблема творческого долголетия. Психология одарённости и творчества: Сборник научных трудов участников I Международной научно-практической конференции, Москва, 5–6 ноября 2019 г. М.: Известия ИППО; 2019: 550-559.
11. Kwak S, Kim H, Chey J, Youm Y. Feeling how old I am: Subjective age is associated with estimated brain age. Front Aging Neurosci. 2018; 10(168). doi: 10.3389/fnagi.2018.00168
12. Песков В.П. Субъект представления как внутреннее условие процесса представления, детерминирующее способ его организации, структуру представления и её особенности. Научный диалог. 2012; (11): 52-71.
13. Песков В.П. Представление в системе бытия. Личность и Культура. 2018; (4): 78-84.
14. Мартьянова Г.Ю. О связи креативности и осознанной саморегуляции при адаптации к ситуации выхода на пенсию. Психология одарённости и творчества: Сборник научных трудов участников I Междунар. научн.-практ. конф., Москва, 5–6 ноября 2019 г. М.: Известия ИППО; 2019: 533-537.
15. Bakker АВ, Vries J. Job Demands-Resources theory and self-regulation: New explanations and remedies for job burnout. Anxiety Stress Coping. 2021; (34): 1-21. doi: 10.1080/10615806.2020.1797695
16. Montag C, Elhai JD. A new agenda for personality psychology in the digital age? Pers Individ Differ. 2019; 147(1): 128-134. doi: 10.1016/j.paid.2019.03.045
17. Feist GJ. The development of scientific talent in Westinghouse finalists and members of the National Academy of Sciences. J Adult Dev. 2006; 13(1): 23-35. doi: 10.1007/s10804-006-9002-3
18. Simonton D.K. Age and outstanding achievement: What do we know after a century of research? Psychological Bulletin. 1988; 104(2): 251-267. doi: 10.1037/0033-2909.104.2.251
19. Зощенко М.М. Комментарии и статьи к повести «Возвращённая молодость». В кн.: Собрание сочинений в 2 томах. Сентиментальные повести. Т. 2. Екатеринбург: У-Фактория; 2003.
20. Зощенко М.М. Возвращённая молодость. В кн.: Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 3. М.: Альд, Литература; 2002: 5-172.
21. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Академия; 1996.
22. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. В кн.: Проблемы общей психологии. М.: Педагогика; 1973: 255-385.
23. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтологии. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во «Института психологии РАН»; 2006.
24. Фромм Э. Человек для себя. Исследование психологических проблем этики. Минск: Коллегиум; 1992.
25. Франкл В. Человек в поисках смысла. Пер. с англ. и нем.; под общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс; 1990.
26. Мухина В.С. Личность: мифы и реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). 2-е изд. Екатеринбург: ИнтелФлай; 2007.
27. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука; 1976.
28. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль; 1991.
29. Махнач А.В. Жизнеспособность человека и семьи: социально-психологическая парадигма. М.: Институт психологии РАН; 2016.
30. Наумова В.А. Дивиденды долголетия и эмпатия поколений. Психология одарённости и творчества: Сборник научных трудов участников I Международной научн.-практ. конф., Москва, 5–6 ноября 2019 г. М.: Известия ИППО; 2019: 538-541.
31. Pethtel O, Moist M, Baker S. Time perspective and psychological well-being in younger and older adults. Journal of Positive Psychology and Wellbeing. 2018; 2(1): 45-63.
32. Биггз С., Хаапала И. Долгая жизнь, взаимопонимание и эмпатия поколений. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016; 2(132): 46-58. doi: 10.14515/monitoring.2020.2.03
33. Поставнев В.М. Особенности личности пожилых людей, включенных в творческую деятельность. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: педагогика и психология. 2015; 3(33): 63-75.
34. Холодная М.А. Многомерная природа показателей интеллекта и креативности: методические и теоретические следствия. Психологический журнал. 2020; 41(3): 18-31. doi: 10.31857/S020595920009342-2
35. Anstey KJ, Hofer SM, Luszcz MA. Cross-sectional and longitudinal patterns of dedifferentiation in late-life cognitive and sensory function: The effect of age, ability, attrition and occasion of measurement. J Exp Psychol Gen. 2003; 132(3): 470-487. doi: 10.1037/0096-3445.132.3.470
36. Hertzog Ch, Bleckley MK. Age differences in the structure of intelligence: Influences of information processing speed. Intelligence. 2001; 29(3): 191-217. doi: 10.1016/S0160-2896(00)00050-7
37. Postavnev VM, Alisov EA, Postavneva IV, Podymova LS. Ginting H. Differential acmeological approach to the design of psychological support for professional and personal developmentof pedagogical university students. SHS Web of Conferences. 2020; 79: 02021. doi: 10.1051/shsconf/20207902021
38. Поставнев В.М., Поставнева И.В., Дудин С.И. Психология в педагогическом образовании. Известия института педагогики и психологии образования. 2017; (2): 4-15.
39. Мухина В.С. Отчуждённые: абсолют отчуждения. М.: Прометей; 2009; 601-605.
Рецензия
Для цитирования:
Поставнев В.М., Поставнева И.В., Песков В.П., Двойнин А.М. Творческая продуктивность учёных старшего возраста. Acta Biomedica Scientifica. 2022;7(2):233-242. https://doi.org/10.29413/ABS.2022-7.2.24
For citation:
Postavnev V.M., Postavneva I.V., Peskov V.P., Dvoinin A.M. Creative productivity of elderly scientists. Acta Biomedica Scientifica. 2022;7(2):233-242. (In Russ.) https://doi.org/10.29413/ABS.2022-7.2.24