Preview

Acta Biomedica Scientifica

Расширенный поиск

Индивидуализация и цифровизация творческого развития обучающихся на уроках химии

https://doi.org/10.29413/ABS.2022-7.2.22

Аннотация

Обоснование. В условиях нарастающей роботизации и цифровизации большей части рутинных и алгоритмизируемых видов человеческой деятельности встаёт проблема творческого развития каждого ребёнка и индивидуализации обучения в массовой школе, особенно в сфере естественно-научного образования.

Цель: изучить предпосылки и возможности цифровизации творческого развития обучающихся как средства повышения рефлексивности их мыслительной деятельности при решении творческих задач и индивидуализации образовательного процесса в массовой школе на материале предмета химии.

Методы. На первом этапе исследования применялся опрос преподавателей химии. На втором этапе для верификации выявленных стереотипов разработаны диагностические задания по химии; на третьем – изучались способы преодоления школьниками стереотипных представлений по химии; на четвёртом – исследовалась оптимальная длительность работы над творческой задачей во время урока по химии, а на пятом – возможность оцифровки мыслительных действий с помощью компьютерной программы «CREO_DATUM».

Результаты. Из 70 различных вариантов ошибочных представлений по школьному курсу химии наиболее часто встречающимися оказались 18 стереотипов мышления. Возможность преодоления стереотипов связана не с дополнительными занятиями и разъяснениями учителей, а с самостоятельным решением обучающимися творческих задач, поскольку в этом процессе развивается рефлексия школьников, являющаяся условием преодоления стереотипов. Оптимальное время на уроках для выполнения обучающимися кратких творческих заданий – 10–12 минут. Оно достаточно для измерения таких креативных действий обучающихся, как дивергентность, критичность, уникальность. Для оцифровки мыслительной деятельности учащихся при решении творческих задач по химии и для автоматизации построения графиков креативного развития каждого обучающегося разработана и апробирована программа «CREO_DATUM». Заключение. Многолетние исследования возможности использования предметно-творческих задач на материале школьного курса химии для развития креативности и рефлексивности обучающихся служат обоснованием для проектирования цифровых средств индивидуализации творческого развития обучающихся. 

Об авторах

С. Ю. Степанов
ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»
Россия

доктор психологических наук, профессор департамента психологии Института педагогики и психологии образования

129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4



П. А. Оржековский
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Россия

доктор педагогических наук, профессор кафедры естественнонаучного образования и коммуникативных технологий Института биологии и химии

119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1/1



Список литературы

1. The future of jobs report 2020. World Economic Forum. URL: https://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs_2020.pdf [date of access: 20.01.2022].

2. Gottfried AW (ed.). Home environment and early cognitive development: Longitudinal research. Academic Press; 2013.

3. Black-Gutman D, Hickson F. The relationship between racial attitudes and social-cognitive development in children: An Australian study. Dev Psychol. 1996; 32(3): 448-456. doi: 10.1037/0012-1649.32.3.448

4. Greenfield PM, Bruner JS. Culture and cognitive growth. IntJ Psychol. 1966; 1(2): 89-107. doi: 10.1080/00207596608247117

5. Mollon J, Knowles EEM, Mathias SR, Gur R, Peralta JM, Weiner DJ, et al. Genetic influence on cognitive development between childhood and adulthood. Mol Psychiatry. 2021; 26: 656-665. doi: 10.1038/s41380-018-0277-0

6. Saracho ON. Cognitive styles in early childhood education. JRes Child Educ. 1988; 3(1): 24-34. doi: 10.1080/02568548809594784

7. Gottfried AE. Academic intrinsic motivation in elementary and junior high school students. J Educ Psychol. 1990; 82(3): 525-538. doi: 10.1037/0022-0663.82.3.525

8. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. Элементы теории управления процессом обучения. М.: Знание; 1971.

9. Степанов С.Ю., Оржековский П.А., Ушаков Д.В., Рябова И.В., Гаврилова Е.В., Морозова О.А. и др. Цифровизация образования: психолого-педагогические и валеологические проблемы. М.: МГПУ; 2021.

10. Guilford J, Hoepfher R. The analysis of intelligence. NewYork: McGraw-Hill Book Co; 1971.

11. Haim K. Kreatives lösungsorientiertes Experimentieren – KLEx. Eine Experimentierphase im divergent-lösungsorientierten Unterrichtsverfahren. Praxis der Naturwissenschaften Chemie in der Schule. 2013; 4(62): 34-37.

12. Оржековский П.А., Степанов С.Ю., Мишина И.Б. О непрерывности оценки развития у обучающихся репродуктивных и креативных мыслительных действий. Непрерывное образование: XXI век. 2019; 3(27): 28-39.


Рецензия

Для цитирования:


Степанов С.Ю., Оржековский П.А. Индивидуализация и цифровизация творческого развития обучающихся на уроках химии. Acta Biomedica Scientifica. 2022;7(2):212-222. https://doi.org/10.29413/ABS.2022-7.2.22

For citation:


Stepanov S.Yu., Orzhekovskiy P.A. Individualization and digitalization of creative development of students in chemistry lessons. Acta Biomedica Scientifica. 2022;7(2):212-222. (In Russ.) https://doi.org/10.29413/ABS.2022-7.2.22

Просмотров: 805


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-9420 (Print)
ISSN 2587-9596 (Online)