Индивидуализация и цифровизация творческого развития обучающихся на уроках химии
https://doi.org/10.29413/ABS.2022-7.2.22
Аннотация
Обоснование. В условиях нарастающей роботизации и цифровизации большей части рутинных и алгоритмизируемых видов человеческой деятельности встаёт проблема творческого развития каждого ребёнка и индивидуализации обучения в массовой школе, особенно в сфере естественно-научного образования.
Цель: изучить предпосылки и возможности цифровизации творческого развития обучающихся как средства повышения рефлексивности их мыслительной деятельности при решении творческих задач и индивидуализации образовательного процесса в массовой школе на материале предмета химии.
Методы. На первом этапе исследования применялся опрос преподавателей химии. На втором этапе для верификации выявленных стереотипов разработаны диагностические задания по химии; на третьем – изучались способы преодоления школьниками стереотипных представлений по химии; на четвёртом – исследовалась оптимальная длительность работы над творческой задачей во время урока по химии, а на пятом – возможность оцифровки мыслительных действий с помощью компьютерной программы «CREO_DATUM».
Результаты. Из 70 различных вариантов ошибочных представлений по школьному курсу химии наиболее часто встречающимися оказались 18 стереотипов мышления. Возможность преодоления стереотипов связана не с дополнительными занятиями и разъяснениями учителей, а с самостоятельным решением обучающимися творческих задач, поскольку в этом процессе развивается рефлексия школьников, являющаяся условием преодоления стереотипов. Оптимальное время на уроках для выполнения обучающимися кратких творческих заданий – 10–12 минут. Оно достаточно для измерения таких креативных действий обучающихся, как дивергентность, критичность, уникальность. Для оцифровки мыслительной деятельности учащихся при решении творческих задач по химии и для автоматизации построения графиков креативного развития каждого обучающегося разработана и апробирована программа «CREO_DATUM». Заключение. Многолетние исследования возможности использования предметно-творческих задач на материале школьного курса химии для развития креативности и рефлексивности обучающихся служат обоснованием для проектирования цифровых средств индивидуализации творческого развития обучающихся.
Ключевые слова
Об авторах
С. Ю. СтепановРоссия
доктор психологических наук, профессор департамента психологии Института педагогики и психологии образования
129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4
П. А. Оржековский
Россия
доктор педагогических наук, профессор кафедры естественнонаучного образования и коммуникативных технологий Института биологии и химии
119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1/1
Список литературы
1. The future of jobs report 2020. World Economic Forum. URL: https://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs_2020.pdf [date of access: 20.01.2022].
2. Gottfried AW (ed.). Home environment and early cognitive development: Longitudinal research. Academic Press; 2013.
3. Black-Gutman D, Hickson F. The relationship between racial attitudes and social-cognitive development in children: An Australian study. Dev Psychol. 1996; 32(3): 448-456. doi: 10.1037/0012-1649.32.3.448
4. Greenfield PM, Bruner JS. Culture and cognitive growth. IntJ Psychol. 1966; 1(2): 89-107. doi: 10.1080/00207596608247117
5. Mollon J, Knowles EEM, Mathias SR, Gur R, Peralta JM, Weiner DJ, et al. Genetic influence on cognitive development between childhood and adulthood. Mol Psychiatry. 2021; 26: 656-665. doi: 10.1038/s41380-018-0277-0
6. Saracho ON. Cognitive styles in early childhood education. JRes Child Educ. 1988; 3(1): 24-34. doi: 10.1080/02568548809594784
7. Gottfried AE. Academic intrinsic motivation in elementary and junior high school students. J Educ Psychol. 1990; 82(3): 525-538. doi: 10.1037/0022-0663.82.3.525
8. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. Элементы теории управления процессом обучения. М.: Знание; 1971.
9. Степанов С.Ю., Оржековский П.А., Ушаков Д.В., Рябова И.В., Гаврилова Е.В., Морозова О.А. и др. Цифровизация образования: психолого-педагогические и валеологические проблемы. М.: МГПУ; 2021.
10. Guilford J, Hoepfher R. The analysis of intelligence. NewYork: McGraw-Hill Book Co; 1971.
11. Haim K. Kreatives lösungsorientiertes Experimentieren – KLEx. Eine Experimentierphase im divergent-lösungsorientierten Unterrichtsverfahren. Praxis der Naturwissenschaften Chemie in der Schule. 2013; 4(62): 34-37.
12. Оржековский П.А., Степанов С.Ю., Мишина И.Б. О непрерывности оценки развития у обучающихся репродуктивных и креативных мыслительных действий. Непрерывное образование: XXI век. 2019; 3(27): 28-39.
Рецензия
Для цитирования:
Степанов С.Ю., Оржековский П.А. Индивидуализация и цифровизация творческого развития обучающихся на уроках химии. Acta Biomedica Scientifica. 2022;7(2):212-222. https://doi.org/10.29413/ABS.2022-7.2.22
For citation:
Stepanov S.Yu., Orzhekovskiy P.A. Individualization and digitalization of creative development of students in chemistry lessons. Acta Biomedica Scientifica. 2022;7(2):212-222. (In Russ.) https://doi.org/10.29413/ABS.2022-7.2.22