Арт-терапевтические технологии в развитии эмоционального интеллекта студентов
https://doi.org/10.29413/ABS.2022-7.2.21
Аннотация
В статье представлен обзор отечественных исследований, цель которого заключается в обобщении результатов в области развития эмоционального интеллекта студентов средствами арт-технологий и поиска актуальных направлений будущих исследований. Актуальность проблемы развития эмоционального интеллекта у современных студентов определяется задачами высшего образования. Несмотря на серьёзный опыт по использованию искусства в обучении и воспитании личности, накопленный в России, активное проникновение арт-технологий в систему образования стало происходить сравнительно недавно, чем объясняются временные рамки обзорного исследования – 2019–2021 гг. Анализ был выполнен в декабре 2021 г. с использованием национальной библиографической базы данных научного цитирования. Поиск исследований проводился с использованием комбинации ключевых слов «эмоциональный интеллект», «развитие эмоционального интеллекта студентов», «арт-терапия», «педагогическая арт-терапия», «арт-технологии», «арт-терапия в вузе» на русском языке. Из 902 публикаций, посвящённых арт-терапии, проблеме использования арт-технологий в вузе, развитию эмоционального интеллекта посредством арт-технологий, авторами было отобрано 49 публикаций. Анализ отобранных публикаций показал, что проблема развития эмоционального интеллекта вызывает повышенный интерес у исследователей. Однако развитие эмоционального интеллекта у студентов не является приоритетным направлением. В системе профессионального образования теме эмоционального интеллекта внимания уделяется недостаточно, что является недопустимым и не соответствует требованиям, предъявляемым к уровню подготовки современных специалистов. В исследованиях последних лет недостаточно раскрыты возможности использования арт-технологий в развитии эмоционального интеллекта студентов. Нуждаются в дальнейшей разработке программы по развитию эмоционального интеллекта студентов, представление и описание арт-терапевтических техник и методик, их место и роль в развитии эмоционального интеллекта. Несомненно, перспективным направлением будет наращивание доказательной базы и обоснование методов проверки эффективности различных арт-технологий.
Об авторах
Л. И. ЛарионоваРоссия
доктор психологических наук, профессор, профессор департамента психологии Института педагогики и психологии
129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4
Л. Н. Азарова
Россия
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии, социологии и права
125047, г. Москва, Миусская пл., 9
Список литературы
1. Mayer J, Salovey P, Caruso D. Emotional intelligence: Theory, findings, and implications. Psychol Inq. 2004; 15(3): 197-215.
2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: АСТ; 2009.
3. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. М.: Изд-во «Институт психологии РАН»; 2014.
4. Долгова В.И., Буслаева М.Ю. Формирование эмоциональной устойчивости (студентов педагогического колледжа). Челябинск: Изд-во РЕКПОЛ; 2010.
5. Раевская Е.А. Особенности эмоциональных состояний студентов-первокурсников в контексте непрерывного образования. Непрерывное образование: XXI век. 2019; 4(28): 45-61. doi: 10.15393/j5.art.2019.5148
6. Никулина Д.С. Особенности эмоциональной сферы студентов с разным уровнем удовлетворённости жизни. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2009; 9: 56-60.
7. Фурсова Д.В. Эмоциональный интеллект как условие учебной успешности студента-психолога. Мир науки, культуры, образования. 2013; 5(42): 87-89.
8. Цаплина О.В. Исследование позитивности образа мира и образа «Я» у современных студентов. Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2014; 1: 155-156.
9. Ларионова Л.И., Петров Д.Ю., Горелышева В.Г. Взаимосвязь общего и эмоционального интеллектов с показателями психологического благополучия студентов. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2020; 9(2-1): 23-33. doi: 10.34670/AR.2020.73.68.003
10. Исаева О.М., Савинова С.Ю. Развитие эмоционального интеллекта: обзор исследований. Современная зарубежная психология. 2021; 10(2): 105-116. doi: 10.17759/jmfp.202110011
11. Белобородов А.М., Сыманюк Э.Э. Устойчивость развития эмоционального интеллекта будущих специалистов. Образование и наука. 2018; 20(7): 109-127. doi: 10.17853/1994-5639-2018-7-109-127
12. Киселёва М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. М.: Речь; 2017.
13. Таранова Е.В. Методология артпедагогики в контексте современных междисциплинарных исследований образования. Известия ЮФУ. Технические науки. 2006; 1(56): 13-18.
14. Копытин А.И. (ред.). Нормативный документ по регулированию профессиональной психотерапевтической и психологической деятельности в сфере арт-терапии (артпсихотерапии). Стандарт профессиональной психотерапевтической (психологической) помощи в сфере арт-терапии (арт-психотерапии). СПб. – М.; 2018.
15. Копытин А.И. Арт-терапия и арт-педагогика как факторы поддержки и развития личности, семьи и сообществ. В: Копытин А.И. (ред.). Арт-терапия и арт-педагогика: новые возможности для развития и социализации личности: Сборник материалов первой всероссийской научно-практической конференции. СПб.: Скифия-принт; 2016: 10-18.
16. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Изд. центр «Академия»; 2001.
17. Копытин А.И. Клинические, социальные и педагогические аспекты арт-терапии в контексте профессионализации и саморегулирования. В: Копытин А.И. (ред.). Арт-терапия и арт-педагогика: новые возможности для развития и социализации личности: Сборник материалов первой всероссийской научно-практической конференции. Под общ. ред. Копытина А.И. СПб.: Скифия-принт; 2017: 10-23.
18. Лебедева Л.Д. Педагогическая модель арт-терапии в российском образовании. В: Копытин А.И. (ред.). Арттерапия и арт-педагогика: новые возможности для развития и социализации личности: Сборник материалов первой всероссийской научно-практической конференции. СПб.: Скифияпринт; 2017: 23-29.
19. Бережная М.С. Использование элементов арт-терапии в педагогической среде вуза дополнительного послевузовского образования. Психотехнологии в бизнесе и образовании: Сборник материалов IV международной научно-практической конференции. Саранск; 2019: 5-9.
20. Христидис Т.В. Потенциал арт-педагогики в гармонизации развития личности. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2019; 6(92): 146-152.
21. Иванова Л.Г. Арт-терапия в учебно-воспитательной работе со студентами. Психология обучения. 2010; 5: 111-120.
22. Дегтярева С.Б., Потапова М.К. На арт-пространствах УГСВУ: инновационный опыт организации арт-терапевтического пространства УГСВУ средствами арт-терапии и арт-педагогики. Вестник военного образования. 2019; 3(18): 98-102.
23. Ибраева А.Б., Длимбетова Г.К. Арт-терапия как средство профилактики и сохранения физического здоровья молодёжи. Современные проблемы образования в области физической культуры и безопасности жизнедеятельности: Материалы Международной научно-практической конференции. Екатеринбург; 2021: 216-220.
24. Ветерок Е.В. Арт-терапия в работе с аддиктивной личностью. Смальта. 2020; 2: 13-19.
25. Клокова Э.С. К вопросу о роли арт-занятий в процессе формирования личности. Modern Science. 2020; 12(4): 325-328.
26. Вавилкина Н.Г. Использование различных видов арт-терапии в работе студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья по слуху. Проблемы развития современного общества: Сборник научных статей 4-й Всероссийской научно-практической конференции. Курск: Изд-во ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет»; 2019: 423-429.
27. Ванчугова Л.В., Дружинина И.Е. Арт-терапия как средство адаптации обучающихся педагогического колледжа. Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании: Материалы XIII Международной научнопрактической конференции. 2019; 1(58): 22-25.
28. Маликова Д.Р. Возможности арт-терапии в гуманизации профессиональной деятельности. Научные исследования: фундаментальные и прикладные аспекты – 2021: Сборник научных трудов. Казань: Изд-во «Познание»; 2021: 214-216.
29. Воспитанник И.В. Арт-терапевтические техники как метод активизации и раскрытия творческих способностей студентов. Творчество как национальная стихия: роль индивидуальности в творческом контексте ХХI века: Сборник статей шестой международной научной конференции. СПб.: Изд-во ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»; 2021: 234-242.
30. Антипина Е.А., Шефов С.А. «Стресс-менеджмент» в контексте психологического сопровождения профессионализации студенческой молодёжи. Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие: Материалы V Международной научной конференции. Кострома: Изд-во ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет»; 2019: 128-131.
31. Станоева Ю.П. Развитие мотивации учебной деятельности студентов колледжа средствами арт-терапии. Заметки учёного. 2021; 9(1): 226-231.
32. Мищерина И.В., Пашина С.А. Пути преодоления личностного кризиса студентами средствами арт-педагогики. Проблемы современного педагогического образования. 2020; 68(3): 198-201.
33. Ческидова И.Б. Рисунок как средство выражения эмоционального состояния студентов в период самоизоляции. Проблемы современного педагогического образования. 2021; 70(3): 271-274.
34. Кузьминова Е.А. Арт-терапевтические технологии как эффективное средство социализации и повышения мотивации студентов неязыкового вуза к изучению английского языка. Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2021; 5: 30-32.
35. Тодорова Т.Н., Куликова Е.В., Чвякин В.А. Возможности применения арт-терапевтических методов в педагогической практике обучения иностранному языку. Педагогическое образование в России. 2019; 9: 32-37. doi: 10.26170/po19-09-04
36. Хаменок М.А. Фотопроект как инструмент формирования профессионально ориентированной иноязычной компетентности студентов. Человек и образование. 2021; 3(68): 113-118.
37. Краснова В.С., Горбачёва В.А. Социальная адаптация студентов колледжа средствами культурнодосуговой деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2021; 3(88): 141-143. doi: 10.24412/1991-5497-2021-388-141-143
38. Васильева М.Г. Приёмы арт-терапии в подготовке студентов-журналистов. Знак: проблемное поле медиаобразования. 2019; 1(31): 25-29.
39. Жаров А.М. Проблема теоретико-методологического развития арт-педагогики в системе высшего образования. Развитие современных инновационных технологий и методик в образовательных учреждениях: сборник научных статей. Курган: Изд-во ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет»; 2021: 27-31.
40. Галич Т.В. Техники арт-терапии как средство коррекции представлений о профессиональной деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы. Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2018; 8(195): 8-14.
41. Кривоногова К.Д., Оганесян Г.Н. Метод арт-терапии: лепка и её влияние на состояние психологического здоровья студентов с нарушением слуха. Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: Сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции. Симферополь: ООО «Издательство Типография «Ариал»; 2019: 215-217.
42. Кузнецова Е.В. Развитие профессиональной направленности студентов-психологов средствами арт-терапии. Вопросы педагогики. 2020; 9(1): 68-72.
43. Чушикина Е.Ю., Винарчик Е.А. Нейрографика как способ борьбы со стрессовыми ситуациями в обучении в вузе. Ярославский психологический вестник. 2021; 1(49): 70-74.
44. Адилова М.Р. Возможности применения маскотерапии в работе с молодёжью с ОВЗ. Обмен знаниями в образовательном процессе. сборник научных трудов. Казань: Изд-во ООО «СитИвент»; 2021: 163-166.
45. Дарвиш О.Г. Технология использования спектрокарт в психологической практике. Актуальные вопросы общей и юридической психологии: образование, право и социальные практики: Материалы Международной научно-практической конференции. Барнаул: Изд-во ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет»; 2018: 37-48.
46. Молчанова Н.В. Песенный фольклор как средство арт-терапевтического воздействия в здоровьесберегающих технологиях социально-культурной деятельности. Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив. Казань: Издательско-полиграфическая компания «Бриг»; 2021: 276-279.
47. Осин В.С. Реализация социокультурного проекта «Фотоискусство для всех». Проблемы современного педагогического образования. 2021; 71(3): 146-150.
48. Чурсинова О.В. Техники арт-коучинга в профессиональном становлении и саморазвитии. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021; 10-2(61): 120-122. doi: 10.24412/2500-1000-2021-10-2-120-122
49. Олифирович Н.И., Гонта А.В. Методические аспекты использования песочной терапии в работе со студенческой молодёжью. Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. 2021; 21(4): 298-305.
50. Саввинова К.П. Музейная арт-терапия как одна из форм социальной арт-терапии. Вестник Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2019; 3(15): 39-42.
51. Зорина Н.Н. Возможности развития эмоционального интеллекта. Проблемы современного педагогического образования. 2021; 71(1): 300-304.
52. Зорина Н.Н. Применение нейрографики для развития эмоционального интеллекта личности. Человеческий фактор: социальный психолог. 2020; 1(39): 331-342.
53. Ларионова Л.И., Смирнова П.В., Азарова Л.Н. Особенности развития эмоционального интеллекта у современных студентов. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2021; 10(1-1): 78-84. doi: 10.34670/AR.2021.56.30.010
54. Шитова Н.В. Применение арт-терапевтических методик в коррекции негативных эмоциональных состояний. Актуальные проблемы художественно-эстетического и нравственного воспитания и образования детей и молодёжи. Липецк: Изд-во ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семёнова-Тян-Шанского»; 2020: 145-147.
55. Галит Т.В. Методы арт-терапии как средство профилактики негативных психических состояний курсантов ВЮИ ФСИН России. СКИФ. Вопросы студенческой науки. 2019; 7(35): 134-138.
56. Новикова К.В., Конох М.А. Арт-терапия в коррекции негативного самоотношения будущих психологов. Психология профессиональной деятельности: проблемы, содержание, ресурсы: сборник научных трудов. Хабаровск: Изд-во ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет»; 2019: 321-324.
57. Чистякова Е.Н., Рязанов С.В. Арт-терапия как один из эффективных методов коррекции и развития личности обучающегося. Педагогика, психология, общество: от теории к практике: Сборник материалов Всероссийской научнопрактической конференции. Чебоксары: «Издательский дом «Среда»; 2021: 124-127.
58. Шитова Н.В. Применение арт-терапевтических методик в коррекции негативных эмоциональных состояний. Актуальные проблемы художественно-эстетического и нравственного воспитания и образования детей и молодёжи. Липецк: Издво ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семёнова-Тян-Шанского»; 2020: 145-147.
59. Галич Т.В. Методы арт-терапии как средство коррекции негативных психических состояний курсантов Владимирского юридического института ФСИН России. IV Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»: Сборник тезисов выступлений и докладов участников, к 140-летию уголовно-исполнительной системы России и 85-летию Академии ФСИН России; 2019: 133-134.
Рецензия
Для цитирования:
Ларионова Л.И., Азарова Л.Н. Арт-терапевтические технологии в развитии эмоционального интеллекта студентов. Acta Biomedica Scientifica. 2022;7(2):199-211. https://doi.org/10.29413/ABS.2022-7.2.21
For citation:
Larionova L.I., Azarova L.N. Art technologies in the development of students’ emotional intelligence. Acta Biomedica Scientifica. 2022;7(2):199-211. (In Russ.) https://doi.org/10.29413/ABS.2022-7.2.21