Preview

Acta Biomedica Scientifica

Расширенный поиск

Развитие математической одарённости в условиях дистанционного обучения

https://doi.org/10.29413/ABS.2022-7.1.17

Полный текст:

Аннотация

Обоснование. В статье исследованы факторы развития математической одарённости в условиях дистанционного обучения в зависимости от выбора компьютерных пакетов и цифровых платформ. Математическая одарённость рассмотрена как один из видов специальной интеллектуальной одарённости, связанной с математическим мышлением.

Цель исследования. Выявить связь когнитивных структур и типов математического мышления, влияющих на развитие математической одарённости, со спецификой применения цифровых ресурсов при дистанционном обучении.

Методы. Осуществлён анализ особенностей дистанционного обучения и его влияния на развитие математической одарённости; проведено сравнительное исследование взаимосвязей продуктивной информационной деятельности ребёнка и реализуемых средств дистанционного обучения; исследованы методики отбора цифровых ресурсов, различных по представляемым формам и уровням активности дистанционной работы.

Результаты. К факторам развития математической одарённости средствами цифровых ресурсов отнесены: формирование продуктивной информационной деятельности ребёнка; реализация инновационных подходов в  обучении; осуществление методики отбора цифровых ресурсов. Установлено, что реализация цифровыми средствами визуализации математических абстракций повышает качество усвоения понятий, формирует устойчивый интерес к предмету, способствует развитию топологического мышления. В работе обозначены специфические психологические проблемы, возникающие в процессе реализации дистанционного обучения, опосредованного компьютерными технологиями, разрешение которых влияет на возможность развития математической одарённости, в частности проблемы эмоциональной насыщенности и построения межличностных отношений. В качестве специфических факторов, способствующих решению данных проблем, предложены в частности: повышение мотивации; конструирование групповых заданий; специальные системы задач, реализуемые по принципу зацепления, решение которых приводит к конкуренции и сотрудничеству. Пониманию математических абстракций способствуют компьютерные приложения, реализующие технологии визуализации графических компонентов.

Заключение. На основе анализа когнитивных структур и типов математического мышления получены выводы о специфике применения цифровых ресурсов в процессе дистанционного обучения, способствующих эффективному развитию математической одарённости учащихся. 

Об авторе

В. И. Глизбург
ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»
Россия

доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор департамента методики обучения, 

129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4



Список литературы

1. Поставнев В.М., Поставнева И.В., Двойнин А.М., Романова М.А. Общие и частные когнитивные способности как предикторы академической успешности ребенка на ранних этапах образования. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2020; 4(54): 64- 73. doi: 10.25688/2076-9121.2020.54.4.05

2. Afanasev VV, Gracheva OA, Rezakov RG, Voropaev MV. Distance learning of students through informational and educational blogs. Laplage em Revista. 2021; 7(Extra-A): 233-248. doi: 10.24115/S2446-622020217Extra-A798p.233-248

3. Глизбург В.И. Цифровая дидактика как дисциплина программы магистерской подготовки. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2021; 18(2): 180-187. doi: 10.22363/2312-8631-2021-18-2-180-187

4. Ларионова Л.И. Риски адаптации одаренных обучающихся. Психология одаренности и творчества: Сборник научных трудов II международной научно-практической онлайн-конференции. 2020: 16-22.

5. Bidaibekov E, Grinshkun V. How the education system should respond to the technological development and informatization of the society. Communications in Computer and Information Science. 2021; 1204 CCIS: 26-33. doi: 10.1007/978-3-030-78273-3_3

6. Глизбург В.И., Маринюк А.А. Цифровая визуализация начальных геометрических понятий. Начальная школа. 2020; 9: 63-65.

7. Yasvin WA, Smirnova PV, Peskov VP, Bulanova IS. Digitalization of the technology for expert project management of the school environment progression. International Scientific and Practical Conference “Theory and Practice of Project Management in Education: Horizons and Risks”. 2020: 1019. doi: 10.1051/shsconf/20207901019

8. Григорьев С.Г., Вострокнутов И.Е., Родионов М.А., Акимова И.В. Методические основы формирования курсов подготовки учащихся в центрах цифрового образования детей «IT-КУБ». В: Носков М.В. (ред.). Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании: Материалы V Международной научной конференции; в 2 частях. Красноярск; 2021: 467-472.

9. Grigoriev SG, Sabitov RA, Smirnova GS, Sabitov ShR. The concept of the formation and development of a digital intellectual ecosystem of blended university learning. Informatics in Education. 2020; 5: 15. doi: 10.32517/0234-0453-2020-35-5-15-2

10. Miryugina EA, Kornilov VS. Modeling approaches to informatization of project activities in secondary school. RUDN Journal of Informatization in Education. 2021; 18(2): 128-136. doi: 10.22363/2312-8631-2021-18-2-128-136

11. Десяева Н.Д. Коммуникативный потенциал электронных образовательных ресурсов. Гуманитарные технологии в современном мире: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. 2019: 299-301.

12. Двойнин А.М., Савенков А.И., Поставнев В.М., Троцкая Е.С. Когнитивные предикторы академической успешности у дошкольников и младших школьников. Вопросы психологии. 2020; 6: 106-116.

13. Савенков А.И. Социальный интеллект как проблема психологии одарённости и творчества. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005; 2(4): 94-101.

14. Савенков А.И., Серебренникова Ю.А. Базовые теоретические подходы к изучению учебной мотивации младших школьников в условиях дистанционного обучения. Известия института педагогики и психологии образования. 2021; 3: 60-67.

15. Savenkov A, Karpova SI, Sukhova EI. Model of development of children’s giftedness in the Russian education system. Psychology and Education. 2018; 55(2): 74-84.

16. Поставнева И.М. Особенности развития способности к сопереживанию дошкольников с признаками одарённости. Психология одаренности и творчества: Сборник научных трудов II международной научно-практической онлайн-конференции. 2020; 69-73.

17. Савенков А.И., Поставнев В.М. Предикторы академической успешности ребёнка на ранних этапах образования. В: Шевченко Н.И. (сост.). Непрерывное образование в контексте идеи Будущего: новая грамотность: Сборник научных статей по материалам III Международной научно-практической конференции. 2020; 133-142.

18. Romanova MA, Shashkina OV, Starchenko EV. Practiceoriented exercises as one of the ways to form the competences of university students. International Journal of Environmental & Science Education. 2016; 11(7): 1509-1526.

19. Savenkov A, Romanova M, Bold L. Development of combinatorial abilities of students in the process of developing compositions of mathematical problems. Education and City: Education and Quality of Living in the City: The Third Annual International Symposium. 2021; 4003. doi: 10.1051/shsconf /20219804003

20. Glizburg VI, Pchelintsev SV. Isotopes of simple algebras of arbitrary dimension. Asian-European Journal of Mathematics (AEJM). 2020; 13(6): 2050108. doi: 10.1142/S1793557120501089

21. Glizburg VI, Pchelintsev SV. Some finitely generated associative algebras with a Lie nilpotency identity. Journal of Algebra and its Applications. 2021; 20(07): 2150112. doi: 10.1142/S0219498821501127

22. Монахов В.М., Тихомиров С.А. Эволюция методической системы электронного обучения. Ярославский педагогический вестник. 2018; 6(105): 76-88.

23. Averin S, Murodhodjaeva N, Romanova M, Serebrennikova Yu, Koptelov AV. Continuity in education in the implementation of the stem education for the children of preschool and elementary school age modular program. International Scientific and Practical Conference “Theory and Practice of Project Management in Education: Horizons and Risks”. 2020; 1002. doi: 10.1051/shsconf/20207901002

24. Маринюк А.А., Серебренникова Ю.А. Подготовка будущих педагогов начальной школы к использованию ресурсов stem-образования. Известия института педагогики и психологии образования. 2018; (1): 11-14.

25. Bidaibekov Y, Bostanov B, Umbetbayev K, Grinshkun V, Myrsydykov Y. Al-Farabi’s mathematical legacy and algorithmic approach to resolving problems regarding geometrical constructions in GEOGEBRA environment. Periodico Tche Quimica. 2020; 17(34): 599-620.

26. Tsarapkina JM, Anisimova AV, Grigoriev SG, Alekhina AA, Mironov G. Application of ZOOM and mirapolis virtual room in the context of distance learning for students. Journal of Physics: Conference Series. Krasnoyarsk; 2020: 12094.

27. Гончарова В.А., Ключко О.И., Левинтов А.Е., Максишко Р.Ю. Вербализация vs визуализация. Методология научных исследований: Материалы научного семинара. Серия «Библиотека Мастерской оргдеятельностных технологий МГПУ». 2021; 2: 6-9.

28. Глизбург В.И. Подготовка магистров педагогического образования к интегрированному обучению школьников математике и информатике. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2019; 16(4): 318-327. doi: 10.22363/2312-8631-2019-16-4-318-327


Рецензия

Для цитирования:


Глизбург В.И. Развитие математической одарённости в условиях дистанционного обучения. Acta Biomedica Scientifica. 2022;7(1):147-153. https://doi.org/10.29413/ABS.2022-7.1.17

For citation:


Glizburg V.I. Development of mathematical giftedness in the conditions of distance learning. Acta Biomedica Scientifica. 2022;7(1):147-153. (In Russ.) https://doi.org/10.29413/ABS.2022-7.1.17

Просмотров: 143


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-9420 (Print)
ISSN 2587-9596 (Online)