Мировой опыт идентификации метакогнитивных компетенций педагога в ходе профессионального становления и работы с одарёнными учащимися
https://doi.org/10.29413/ABS.2022-7.1.16
Аннотация
Сегодня предъявляются значительные требования к профессиональным компетенциям педагога, среди которых особое место занимают компетенции, определяющие эффективность работы с разными категориями учащихся. В статье приводятся результаты теоретического сопоставления концептуальных подходов к выявлению и развитию профессиональных компетенций будущих педагогов. Анализируются метакогнитивные компетенции, лежащие в основе самообучения. Обосновывается роль специальной работы в рамках отдельных образовательных курсов, тренингов и практик в высшей школе, направленных на развитие метакогнитивных стратегий и компетенций будущих педагогов. В статье предложена опорная структура компонентов метакогнитивной компетентности (метакогнитивное знание, декларативное знание, метакогнитивные стратегии). Проанализировав понятийную карту и сопоставив различные модели идентификации и развития метакогнитивной компетентности, авторы выделяют в её структуре исследовательские, управляющие и коммуникативные компетенции.
Анализ отечественных исследований выделяет роль управляющих компетенций для работы с одарённым ребёнком и показывает, что будущий педагог должен постоянно развивать в себе и в одарённом учащемся регуляторно-личностные качества. При работе с одарённым учащимся от педагога требуется метакогнитивная компетентность, которая формируется в процессе задавания вопросов самому себе, в попытках пробовать иные стратегии решения педагогических ситуаций. От педагога требуется не только умение учить, но и постоянно учиться самому, чтобы быть способным разрешить вместе с учащимися нетривиальные ситуации. Показывается как взаимоотношения педагога и учащихся влияют на психологическое здоровье, благополучие, психологическое выгорание, качество выполнения профессиональной деятельности, способность работать с одарённой личностью. Делается вывод о том, как должны измениться подходы к профессиональной подготовке специалистов образовательной сферы, чтобы обеспечить возможность работы с категорией одарённых детей.
Об авторах
П. В. СмирноваРоссия
кандидат психологических наук, доцент департамента психологии,
129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4
В. П. Песков
Россия
кандидат психологических наук, доцент, доцент департамента психологии,
129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4
Список литературы
1. Песков В.П., Гольменко А.Д. Особенности профессионального выгорания у педагогов, работающих с одарёнными детьми. Ребёнок в современном образовательном пространстве мегаполиса: Материалы VIII международной научно-практической конференции. М.: Московский городской педагогический университет; 2021: 25-31.
2. Быков Р.А., Быкова Е.Ю., Власова Ю.А. Социальная апатия учителей как форма адаптации к современным социокультурным условиям. Томск: Красное знамя; 2020.
3. SavеnkovAI, RomanovaMA. Designing mathematical tasks for primary school students as a means of developing combinatorial abilities. Revista Geintec-Gestao Inovacao e Tecnologias. 2021; 11(3): 2108-2117. doi: 10.47059/revistageintec.v11i3.2077
4. Панов В.И. Экопсихология: Парадигмальный поиск. М.; СПб.: Психологический институт РАО; Нестор-История; 2014.
5. Бладыко А.В.Особенности эмоционального выгорания у учителей и преподавателей. Психология: традиции и инновации: Материалы международной научной конференции. Уфа: Лето; 2012: 34-39.
6. Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий. Курск: Курский государственный университет; 2008.
7. Сопов В.Ф. Психические состояния в напряжённой профессиональной деятельности. М.: Академ Проект; 2005.
8. Ларионова Л.И. Социальная адаптация одарённых детей. Журнал прикладной психологии. 2002; 1: 32-37.
9. Силласте Г.Г. Сельское учительство: образ жизни и адаптационный ресурс. Социологические исследования. 2002; 9: 50-59.
10. Прохоров А.О. Психические состояния школьников и учителя в процессе их взаимодействия на уроке. Вопросы психологии. 1990; 6: 68-74.
11. CorbinCM, AlamosP, LowensteinAE, DownerJT, BrownJL. The role of teacher-student relationships in predicting teachers’ personal accomplishment and emotional exhaustion. J Sch Psychol. 2019; 77: 1-12. doi: 10.1016/j.jsp.2019.10.001
12. Bakker АВ, Vries J. Job Demands – Resources theory and self-regulation: New explanations and remedies for job burnout. Anxiety Stress Coping. 2021; (34): 1-21. doi: 10.1080/10615806.20 20.1797695
13. Bottiani JH, Duran CAK, Pas ET, Bradshaw CP. Teacher stress and burnout in urban middle schools: Associations with job demands, resources, and effective classroom practice. J Sch Psychol. 2019; 77: 36-51. doi: 10.1016/j.jsp.2019.10.002
14. Ahola K, Toppinen-Tanner S, Seppänen J. Interventions to alleviate burnout symptoms and to support return to work among employees with burnout: Systematic review and metaanalysis. Burn Res. 2017; 4: 1-11. doi: 10.1016/j.burn.2017.02.001
15. Tang WG, Vandenberghe C. Is affective commitment always good? A look at within-person effects on needs satisfaction and emotional exhaustion. J Vocat Behav. 2020; 119: 103411. doi: 10.1016/j.jvb.2020.103411
16. Xu H. Incremental validity of the career adapt-abilities scale total score over general self-efficacy. J Vocat Behav. 2020; 119: 103425. doi: 10.1016/j.jvb.2020.103425
17. Kim J, Shin Y, Tsukayama E, ParkD. Stress mindset predicts job turnover among preschool teachers. J Sch Psychol. 2020; 78: 13-22. doi: 10.1016/j.jsp.2019.11.002
18. Barthauer L, Kaucher P, Spurk D, Kauffeld S. Burnout and career (un)sustainability: Looking into the Blackbox of burnout triggered career turnover intentions. J Vocat Behav. 2020; 117: 103334. doi: 10.1016/j.jvb.2019.103334
19. Hornstra L, BakxA, MathijssenS, DenissenJJA.Motivating gifted and non-gifted students in regular primary schools: A selfdetermination perspective. Learn Individ Differ. 2020; 80: 101871. doi: 10.1016/j.lindif.2020.101871
20. Anderson N. The role of metacognition in second language teaching and learning. ERIC Digest, EDO. Washington, DC: ERIC Clearinghouse on Languages and Linguistics; 2002: 4-7. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED463659.pdf [дата доступа: 15.07.2021].
21. Wolters CA. Regulation of motivation: Evaluating an underemphasized aspect of self-regulated learning. Educ Psychol. 2003; 38(4): 189-205. doi: 10.1207/S15326985EP3804_1
22. Shannon SV. Using metacognitive strategies and learning styles to create self-directed learners. Institute for Learning Styles Journal. 2008; 1(1): 14-28.
23. Tarricone P. The taxonomy of metacognition. N.Y.: Psychology press; Hove: Taylor and Francis Group; 2011. doi 10.4324/9780203830529
24. ShonDA. Educating the reflective practitioner: Toward a new design for teaching and learning in the professions. 1st ed. N.Y.: Basic Books; 1987.
25. Dirkes MA. Metacognition: Students in charge of their thinking. Roeper Rev. 1985. 8(2): 96-100.
26. Mitsea E, Drigas A. A journey into the Metacognitive Learning Strategies. International Journal of Online and Biomedical Engineering (IJOE). 2019; 15(14): 4-18. doi: 10.3991/ijoe.v15i14.11379
27. Abdelrahman RM. Metacognitive awareness and academic motivation and their impact on academic achievement of Ajman University students. Heliyon. 2020; 6(9): e04192. doi: 10.1016/j.heliyon.2020.e04192
28. Корешникова Ю.Н., Фрумин И.Д. Профессиональные компетенции педагога как фактор сформированности критического мышления студентов. Психологическая наука и образование. 2020; 25(6): 88-103. doi: 10.17759/pse.2020250608
29. Cerghit I. Sisteme de instruire alternative şi complementare: structuri, stiluri si strategii. Bucureşti; 2002: 219-220.
30. Flavell J. Metacognition and cognitive monitoring: A new area of cognitive-developmental inquiry. Am Psychol. 1979; 34(10): 906-911. doi: 10.1037/0003-066X.34.10.906
31. Моросанова В.И., Щебланова Е.И., Бондаренко И.Н., Сидиков В.А. Взаимосвязь психометрического интеллекта, осознанной саморегуляции учебной деятельности и академической успеваемости одарённых подростков. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2013; 3: 18-32.
32. Савенков А.И., Афанасьева Ж.В., Богданова А.В., Серебренникова Ю.А., Смирнова П.В. Тьюторское сопровождение исследовательской и проектной деятельности младших школьников в условиях рефлексивно-деятельностного подхода к образованию с использованием ресурсов организации занятий со студентами. М.: Известия ИППО; 2020.
33. Warwick P, Vrikki M, Færøyvik Karlsen AM, Dudley P, Vermunt JD. The role of pupil’s voice as a trigger for teacher learning in Lesson Study professional groups. Camb J Educ. 2018. 49(4): 435-455. doi: 10.1080/0305764.2018.1556606
34. Flores C. Beginning teacher induction in Chile: Change overtime. Int J Educ Res. 2019; 97: 1-12. doi: 10.1016/j.ijer.2019.06.001
35. Stanciu M, Dumitriu C, Clipa O, Ignat AA, Mâţă L, Brezuleanu CO. Experimental research on metacognitive competence development at freshmen students from three Romanian universities. Procedia Soc Behav Sci. 2011; 29: 1914-1923. doi: 10.1016/j.sbspro.2011.11.441
36. Nbina JB, Viko B. Effect of instruction in metacognitive self-assessment strategy on chemistry self-efficacy and achievement of senior secondary school students in Rivers State, Nigeria. Academic Leadership: The Online Journal. 2010; 8(4): 19. URL: https://scholars.fhsu.edu/alj/vol8/iss4/19 [дата доступа: 06.08.2021].
37. Yang C, Bai L. The use of metacognitive strategies by Chinese PhD students of social sciences in Australian universities. Int J Educ Res. 2019; 97: 43-52. doi: 10.1016/j.ijer.2019.06.007
38. Segedy J, Kinnebrew J, Biswas G. Modeling learner’s cognitive and metacognitive strategies in an open-ended learning environment. Advances in Cognitive Systems: Papers from the 2011 AAAI Fall Symposium. 2011: 297-304. URL: https://www.aaai.org/ocs/index.php/FSS/FSS11/paper/viewFile/4133/4539 [дата доступа: 05.07.2021]
39. GarnerJK, KaplanAA. Complex dynamic systems perspective on teacher learning and identify formation: An instrumental case. Teach Teach: Theory Pract. 2019; 25(1): 7-33. doi: 10.1080/13540602.2018.1533811
40. SchaeferL, HennigL, ClandidinJ. Intensions of early career teachers: Should we stay or should we go now? Teaching Education. 2020; 32(3): 309-322. doi: 10.1080/10476210.2020.1730317
Рецензия
Для цитирования:
Смирнова П.В., Песков В.П. Мировой опыт идентификации метакогнитивных компетенций педагога в ходе профессионального становления и работы с одарёнными учащимися. Acta Biomedica Scientifica. 2022;7(1):139-146. https://doi.org/10.29413/ABS.2022-7.1.16
For citation:
Smirnova P.V., Peskov V.P. World experience in identifying metacognitive competencies of a teacher in the course of professional development and work with gifted children. Acta Biomedica Scientifica. 2022;7(1):139-146. (In Russ.) https://doi.org/10.29413/ABS.2022-7.1.16