Preview

Acta Biomedica Scientifica

Расширенный поиск

Влияние тематического обучения на навык расшифровки снимков аутофлуоресценции слизистой полости рта

https://doi.org/10.29413/ABS.2021-6.5.15

Полный текст:

Аннотация

Обоснование. Несмотря на простоту выполнения, безвредность, безболезненность и быстроту исследования, метод аутофлуоресценции не относится к рутинным и часто используемым из-за зависимости от  навыка врача-стоматолога в расшифровке получаемой визуализации. О необходимости тематического обучения врачей-стоматологов для широкого внедрения метода аутофлуоресценции в практику высказываются зарубежные и отечественные исследователи. Данных, доказывающих влияние обучения на навык расшифровки снимков аутофлуоресценции и показывающих зависимость навыка от продолжительности обучения, его периодичности и частоты, нет.

Цель исследования: провести сравнительный анализ результатов расшифровки снимков аутофлуоресценции слизистой полости рта врачамистоматологами до и после тематического обучения.

Материалы и методы. В рамках исследования 308 врачей-стоматологов до и после тематического обучения расшифровывали 20 снимков аутофлуоресценции слизистой полости рта, из них 10 снимков потенциально злокачественных заболеваний слизистой полости рта, 10 снимков доброкачественных поражений и парафизиологических аномалий. Положительными результатами расшифровки считались правильно идентифицированные изменения слизистой, представленные на снимке аутофлуоресценции. Результаты оценивались относительно продолжительности обучения и его периодичности с учётом длительности перерывов по среднему числу положительных результатов.

Результаты. До тематического обучения врачи-стоматологи в среднем расшифровывали 8,41 ± 4,89 снимка, после обучения – 12,11 ± 3,12 снимка. Разница до и после тематического обучения между числом положительных результатов расшифровки снимков аутофлуоресценции статистически значима (t = –14,1; р˂ 0,001). Между тремя группами, которые обучались 6, 12 и 18 часов, значимой разницы в результатах расшифровки потенциально злокачественных заболеваний полости рта (F = 1,67; р = 0,190) и доброкачественных поражений и парафизиологических аномалий (F = 0,647; р = 0,524) нет. Имеется корреляция длительности перерыва обучения с положительными результатами расшифровки (r = –0,3376; р˂ 0,001). Положительные результаты расшифровки аутофлуоресценции при регулярном ежемесячном 6-часовом обучении имели возрастающую значимую динамику (12,11 ± 3,12 и 13,22 ± 1,76, t = –3,41, р = 0,001; 13,22 ± 1,76 и 14,40 ± 1,81, t = –4,74, р˂ 0,001).

Заключение. Тематическое обучение улучшает навык расшифровки снимков аутофлуоресценции у врачей-стоматологов. Регулярность краткосрочного обучения важнее для поддержания навыка расшифровки, чем продолжительность обучения. 

Об авторах

А. А. Рыхлевич
Академия постдипломного образования Федерального научно-клинического центра специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий ФМБА России
Россия

соискатель кафедры инновационного медицинского менеджмента, 

125371, г. Москва, Волоколамское шоссе, 91



Я. П. Сандаков
Академия постдипломного образования Федерального научно-клинического центра специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий ФМБА России
Россия

доктор медицинских наук, доцент, доцент кафедры инновационного медицинского менеджмента, 

125371, г. Москва, Волоколамское шоссе, 91



А. В. Кочубей
Академия постдипломного образования Федерального научно-клинического центра специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий ФМБА России
Россия

доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и маркетинга в здравоохранении, 

125371, г. Москва, Волоколамское шоссе, 91



В. В. Кочубей
ФГБОУ ВО «Московский государственный медикостоматологический университет имени А.И. Евдокимова» Минздрава России
Россия

доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры факультетской хирургии № 1,

127473, г. Москва, ул. Делегатская, 20, стр. 1



Список литературы

1. Warnakulasuriya S, Cain N. Screening for oral cancer: Contributing to the debate. J Investig Clin Dent. 2011; 2(1): 2-9. doi: 10.1111/j.2041-1626.2010.00040.x

2. Napier SS, Speight PM. Natural history of potentially malignant oral lesions and conditions: An overview of the literature. J Oral Pathol Med. 2008; 37(1): 1-10. doi: 10.1111/j.1600-0714.2007.00579.x

3. Warnakulasuriya S, Johnson NW, van der Waal I. Nomenclature and classification of potentially malignant disorders of the oral mucosa. J Oral Pathol Med. 2007; 36(10): 575-580. doi: 10.1111/j.1600-0714.2007.00582.x

4. Gillison ML. Human papillomavirus-associated head and neck cancer is a distinct epidemiologic, clinical, and molecular entity. Semin Oncol. 2004; 31(6): 744-754. doi: 10.1053/j.seminoncol.2004.09.011

5. Herrero R, Castellsagué X, Pawlita M, Lissowska J, et al. Human papillomavirus and oral cancer: The International Agency for Research on Cancer multicenter study. J Natl Cancer Inst. 2003; 95(23): 1772-1783. doi: 10.1093/jnci/djg107

6. Iocca O, Sollecito TP, Alawi F, Weinstein GS, et al. Potentially malignant disorders of the oral cavity and oral dysplasia: A systematic review and meta-analysis of malignant transformation rate by subtype. Head Neck. 2020; 42(3): 539-555. doi: 10.1002/hed.26006

7. Sarradin V, Siegfried A, Uro-Coste E, Delord JP. Classification de l’OMS 2017 des tumeurs de la tête et du cou: Principales nouveautés et mise à jour des méthodes diagnostiques [WHO classification of head and neck tumours 2017: Main novelties and update of diagnostic methods]. Bull Cancer. 2018; 105(6): 596- 602. (In French). doi: 10.1016/j.bulcan.2018.04.004

8. El-Naggar AK, Chan JKC, Grandis JR, Takata T, Grandis J, Slootweg P. WHO classification of head and neck tumours, 4th ed. Lyon: IARC; 2017.

9. Tanriver G, Soluk Tekkesin M, Ergen O. Automated detection and classification of oral lesions using deep learning to detect oral potentially malignant disorders. Cancers (Basel). 2021; 13(11): 2766. doi: 10.3390/cancers13112766

10. Farah CS, McCullough MJ. A pilot case control study on the efficacy of acetic acid wash and chemiluminescent illumination (ViziLite) in the visualisation of oral mucosal white lesions. Oral Oncol. 2007; 43(8): 820-824. doi: 10.1016/j.oraloncology.2006.10.005

11. Rahman M, Chaturvedi P, Gillenwater AM, RichardsKortum R. Low-cost, multimodal, portable screening system for early detection of oral cancer. J Biomed Opt. 2008; 13(3): 030502. doi: 10.1117/1.2907455

12. Кузьмина Э.М. Стоматологическая заболеваемость населения России. М.: МГМСУ; 2009.

13. Abati S, Bramati C, Bondi S, Lissoni A, Trimarchi M. Oral cancer and precancer: A narrative review on the relevance of early diagnosis. Int J Environ Res Public Health. 2020; 17(24): 9160. doi: 10.3390/ijerph17249160

14. Awan KH, Morgan PR, Warnakulasuriya S. Evaluation of an autofluorescence based imaging system (VELscope™) in the detection of oral potentially malignant disorders and benign keratoses. Oral Oncol. 2011; 47(4): 274-277. doi: 10.1016/j.oraloncology.2011.02.001

15. Simonato LE, Tomo S, Miyahara GI, Navarro RS, et al. Fluorescence visualization efficacy for detecting oral lesions more prone to be dysplastic and potentially malignant disorders: A pilot study. Photodiagnosis Photodyn Ther. 2017; 17: 1-4. doi: 10.1016/j.pdpdt.2016.10.010

16. Hanken H, Kraatz J, Smeets R, Heiland M, et al. The detection of oral pre- malignant lesions with an autofluorescence based imaging system (VELscope™) – a single blinded clinical evaluation. Head Face Med. 2013; 9: 23. doi: 10.1186/1746-160X-9-23

17. Buenahora MR, Peraza-L A, Díaz-Báez D, Bustillo J, Santacruz I, Trujillo TG, et al. Diagnostic accuracy of clinical visualization and light-based tests in precancerous and cancerous lesions of the oral cavity and oropharynx: A systematic review and metaanalysis. Clin Oral Investig. 2021; 25(6): 4145-4159. doi: 10.1007/s00784-020-03746-y

18. Rana M, Zapf A, Kuehle M, Gellrich NC, Eckardt AM. Clinical evaluation of an autofluorescence diagnostic device for oral cancer detection: A prospective randomized diagnostic study. Eur J Cancer Prev. 2012; 21(5): 460-466. doi: 10.1097/CEJ.0b013e32834fdb6d

19. Leuci S., Aria M., Nicolò M., Spagnuolo G., Warnakulasuriya K., Mignogna M.D. Comparison of views on the need for continuing education on oral cancer between general dentists and oral medicine experts: A Delphi survey. J Int Soc Prev Community Dent. 2016; 6(5): 465-473. doi: 10.4103/2231-0762.192944

20. Максимовская Л.Н., Абрамова М.Я., Мацепуро К.А., Бобр И.С. Особенности практической подготовки врачей-стоматологов к реализации государственной программы скрининга онкологических и предраковых заболеваний слизистой оболочки рта. Dental forum. 2018; 4: 43.

21. Максимовская Л.Н. Реализация национальной программы онкоскрининга предраковых и онкологических заболеваний слизистой оболочки рта у населения Российской Федерации. Стоматология. 2019; 4(98): 44-47. doi: 10.17116/stomat20199804144

22. Абрамова М.Я. Обучающая технология практической подготовки для реализации госпрограммы скрининга предра ковых заболеваний слизистой оболочки рта и красной каймы губ. Российская стоматология. 2019; 2(1): 51-53.

23. Отдельнова К.А. Определение необходимого числа наблюдений в социально-гигиенических исследованиях. Сб. трудов 2-го ММИ. 1980; 150(6): 18-22.

24. Рыхлевич А.А., Сандаков Я.П., Кочубей А.В., Кочубей В.В. Готовность врачей-стоматологов к применению метода аутофлуоресценции. Acta Biomedica Scientifica. 2021; 6(4): 192-201. doi: 10.29413/ABS.2021-6.4.17

25. Pavão Spaulonci G, Salgado de Souza R, Gallego Arias Pecorari V, Lauria Dib L. Oral cancer knowledge assessment: Newly graduated versus senior dental clinicians. Int J Dent. 2018; 2018: 9368918. doi: 10.1155/2018/9368918

26. Nagi R, Reddy-Kantharaj YB, Rakesh N, Janardhan-Reddy S, Sahu S. Efficacy of light based detection systems for early detection of oral cancer and oral potentially malignant disorders: Systematic review. Med Oral Patol Oral Cir Bucal. 2016; 21(4): e447-e455. doi: 10.4317/medoral.21104


Для цитирования:


Рыхлевич А.А., Сандаков Я.П., Кочубей А.В., Кочубей В.В. Влияние тематического обучения на навык расшифровки снимков аутофлуоресценции слизистой полости рта. Acta Biomedica Scientifica. 2021;6(5):157-166. https://doi.org/10.29413/ABS.2021-6.5.15

For citation:


Rykhlevich A.A., Sandakov Y.P., Kochubey A.V., Kochubey V.V. The influence of subject learning on the skills of decoding autofluorescent images of the oral mucosa. Acta Biomedica Scientifica. 2021;6(5):157-166. (In Russ.) https://doi.org/10.29413/ABS.2021-6.5.15

Просмотров: 79


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-9420 (Print)
ISSN 2587-9596 (Online)