Preview

Acta Biomedica Scientifica

Расширенный поиск

Особенности физической активности и школьной тревожности у учащихся средней общеобразовательной школы и кадетского корпуса

https://doi.org/10.29413/ABS.2021-6.4.4

Полный текст:

Аннотация

Актуальность. Актуальность исследования обусловлена высокой значимостью школьной тревожности в формировании психосоматических заболеваний и нервных расстройств. Выявление факторов риска повышения тревожности, одним из которых является низкая физическая активность, важно для своевременной организации профилактических мероприятий.
Цель исследования. Оценить особенности физической активности и школьной тревожности у учащихся средней общеобразовательной школы и кадетского корпуса.
Материалы и методы. Группу наблюдения составили 47 мальчиков в возрасте 13–16 лет, обучающихся в средней общеобразовательной школе (СОШ), группу сравнения – 140 воспитанников кадетского корпуса (КК). Оценка физической активности выполнена на основании анализа реализации физического воспитания в образовательных организациях и результатов опроса, проведённого с помощью авторской анкеты. Выполнено сравнение параметров биоимпедансного анализа (БИА) состава тела, содержания кортизола и серотонина в сыворотке крови, показателей теста школьной тревожности Филлипса.
Результаты. Физическая активность в системе школьной деятельности ограничивается 3 часами в неделю; в системе дополнительного образования только 14,9 % школьников посвящают занятиям спорту 6–8 часов в неделю, что в 3 раза меньше, чем в группе сравнения (46,4 %). У учащихся СОШ в сравнении с воспитанниками КК выявлены более низкие значения показателей физической активности и компонентного состава тела (р = 0,015–0,038). У школьников выявлено в 1,4 раза более высокое содержание кортизола в сыворотке крови и более низкое (в 1,2 раза) – серотонина (р = 0,001–0,037). У учащихся СОШ в 1,9–3,9 раза статистически значимо чаще регистрировали повышенные значения следующих факторов: общая тревожность в школе; фрустрация потребности в достижении успеха; страх самовыражения; страх ситуации проверки знаний; страх не соответствовать ожиданиям окружающих; проблемы и страхи в отношениях с преподавателями; общая тревожность. Установлены разнонаправленные связи слабой и умеренной силы между периодичностью и продолжительностью занятиями физкультуры, параметрами БИА, содержанием кортизола и факторами школьной тревожности.
Заключение. Значения факторов школьной тревожности у учащихся СОШ выше, чем у воспитанников КК и, возможно, связаны с нерегулярностью, относительно низкой продолжительностью физической активности и степенью развития метаболически активных тканей.

Об авторах

C. Л. Валина
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения»
Россия

 кандидат медицинских наук, заведующая отделом гигиены детей и подростков

614045, г. Пермь, Монастырская ул., 82, Россия



И. Е. Штина
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения»
Россия

 кандидат медицинских наук, заведующая лабораторией комплексных проблем здоровья детей

614045, г. Пермь, Монастырская ул., 82, Россия



О. Ю. Устинова
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения»; ФГАОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»
Россия

 доктор медицинских наук, заместитель директора по лечебной работе; профессор кафедры микробиологии и иммунологии биологического факультета

614045, г. Пермь, Монастырская ул., 82, Россия

614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15, Россия



Д. А. Эйсфельд
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения»
Россия

 кандидат биологических наук, заместитель директора по общим вопросам

614045, г. Пермь, Монастырская ул., 82, Россия



Список литературы

1. Ширванова Ф.В., Каримова Д.Н. Особенности проявления школьной тревожности. Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2019; 1-2(29-30): 74-79.

2. Rodriguez-Ayllon M, Cadenas-Sánchez C, Estévez-López F, Muñoz NE, Mora-Gonzalez J, Migueles JH, et al. Role of physical activity and sedentary behavior in the mental health of preschoolers, children and adolescents: A systematic review and meta-analysis. Sports Medicine. 2019; 49(9): 1383-1410. doi: 10.1007/s40279-019-01099-5

3. Ожогова Е.Г., Намсинк Е.В. Динамика и факторы возникновения тревожности у современных младших школьников. Проблемы современного педагогического образования. 2018; 4(61): 314-317.

4. Шевкун А.В. Понятие школьная тревожность в России и за рубежом. Гуманитарный научный журнал. 2017; 1: 80-85.

5. Фокина И.В. Специфика профилактической работы психолога с экзаменационной тревожностью у старшеклассников в условиях общеобразовательной школы. Перспективы науки и образования. 2014; 4(10): 106-110.

6. Fernández-Sogorb A, Sanmartín R, Vicent M, Gonzálvez C. Identifying profiles of anxiety in late childhood and exploring their relationship with school-based distress. Int J Environ Res Public Health. 2021; 18(3): 948. doi: 10.3390/ijerph18030948

7. Alghadir AH, Gabr SA, Iqbal ZA. Effect of gender, physical activity and stress-related hormones on adolescent›s academic achievements. Int J Environ Res Public Health. 2020; 17(11): 4143. doi: 10.3390/ijerph17114143

8. Gebremariam MK, Bergh IH, Andersen LF, Ommundsen Y, Bjelland M, Lien N. Stability and change in potential correlates of physical activity and association with pubertal status among Norwegian children in the transition between childhood and adolescence. Int J Behav Nutr Phys Act. 2012; 9: 56. doi: 10.1186/1479-5868-9-56

9. Ahn S, Fedewa AL. A meta-analysis of the relationship between children›s physical activity and mental health. J Pediatr Psychol. 2011; 36(4): 385-397. doi: 10.1093/jpepsy/jsq107

10. Janssen I. Physical activity guidelines for children and youth. Can J Public Health. 2007; 98(2): S109-S121.

11. Tajik E, Abd Latiff L, Adznam SN, Awang H, Yit Siew C, Abu Bakar AS. A study on level of physical activity, depression, anxiety and stress symptoms among adolescents. J Sports Med Phys Fitness. 2017; 57(10): 1382-1387. doi: 10.23736/S0022-4707.16.06658-5

12. Всемирная организация здравоохранения. Подростки: риски для здоровья и их пути решения. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/adolescents-health-risksand-solutions [Дата доступа: 21.05.2021].

13. Юдин В.В. Кадетское образование: понятие, содержание, значение. Вестник Оренбургского государственного университета. 2011; 11(130): 247-254.

14. Романенко С.П. Оценка питания и двигательной активности детей в образовательных организациях кадетского типа. Гигиена и санитария. 2020; 99(1): 63-68. doi: 10.33029/0016-9900-2020-99-1-63-68

15. Кабанец Л.В. Сравнительная гигиеническая характеристика физического здоровья, самочувствия и школьной тревожности кадетов и школьников. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. 2008; 7: 120-126.

16. McMahon EM, Corcoran P, O’Regan G, Keeley H, Cannon M, Carli V, et al. Physical activity in European adolescents and associations with anxiety, depression and well-being. Eur Child Adolesc Psychiatry. 2017; 26(1): 111-122. doi: 10.1007/s00787-016-0875-9

17. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года; утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 3081-р. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74866492/ [Дата доступа: 17.08.2021].

18. Смирнов А.В., Колесников В.А., Николаев Д.В., Ерюкова Т.А. Программное обеспечение АВС01-036 «МЕДАСС» (Базовая версия от 18.08.2009): руководство пользователя. М.; 2009: 38.

19. Долгов В.В., Меньшиков В.В. Клиническая лабораторная диагностика: национальное руководство. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2012. URL: https://www.rosmedlib.ru/book/ISBN9785970421291.html [Дата доступа: 22.05.2021].

20. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учебное пособие. Книга 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС; 1999: 384.

21. Langer RD, da Costa KG, Bortolotti H, Fernandes GA, de Jesus RS, Gonçalves EM. Phase angle is associated with cardiorespiratory fitness and body composition in children aged between 9 and 11 years. Physiol Behav. 2020; 215: 112772. doi: 10.1016/j.physbeh.2019.112772

22. Wu XY, Han LH, Zhang JH, Luo S, Hu JW, Sun K. The influence of physical activity, sedentary behavior on health-related quality of life among the general population of children and adolescents: A systematic review. PLoS One. 2017; 12(11): e0187668. doi: 10.1371/journal.pone.0187668

23. Fairclough SJ, Beighle A, Erwin H, Ridgers ND. School day segmented physical activity patterns of high and low active children. BMC Public Health. 2012; 12(1): 406. doi: 10.1177/1356336X000063001

24. Ponce P, Del Arco A, Loprinzi P. Physical activity versus psychological stress: Effects on salivary cortisol and working memory performance. Medicina (Kaunas). 2019; 55(5): 119. doi: 10.3390/medicina55050119

25. Сидоров С.С., Чанчаева Е.А., Айзман Р.И. Зависимость реактивности сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку от уровня саливарного кортизола у детей. Сибирский научный медицинский журнал. 2018; 38(6): 130-136. doi: 10.15372/SSMJ20180619

26. Маланов И.А., Сотникова О.А. Организация внеурочной деятельности в процессе социально-педагогической адаптации кадетов. Научно-педагогическое обозрение. 2021; 1(35): 41-48. doi: 10.23951/2307-6127-2021-1-41-48

27. Грушко Н.В., Смирнова О.В. Особенности социально-психологической адаптации воспитанников к жизнедеятельности кадетского корпуса. Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2016; 3: 33-38.


Для цитирования:


Валина C.Л., Штина И.Е., Устинова О.Ю., Эйсфельд Д.А. Особенности физической активности и школьной тревожности у учащихся средней общеобразовательной школы и кадетского корпуса. Acta Biomedica Scientifica. 2021;6(4):39-49. https://doi.org/10.29413/ABS.2021-6.4.4

For citation:


Valina S.L., Shtina I.E., Ustinova O.Yu., Eisfeld D.A. Features of physical activity and school anxiety in pupils of the secondary general education school and the cadet corps. Acta Biomedica Scientifica. 2021;6(4):39-49. (In Russ.) https://doi.org/10.29413/ABS.2021-6.4.4

Просмотров: 211


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-9420 (Print)
ISSN 2587-9596 (Online)