Preview

Acta Biomedica Scientifica

Расширенный поиск

РОЛЬ СЕМЬИ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ И ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Аннотация

Потенциал здоровья и привычный стиль жизни человека закладывается в детстве. Семейное окружение и образовательная среда вносят существенный вклад в общее состояние здоровья и благополучие детей и рассматривается как важнейший ресурс формирования здоровья и здорового образа жизни. Проведено исследование с целью изучить распространенность поведенческих факторов риска и роль семейных и школьных факторов в формирование образа жизни учащихся общеобразовательных школ. Исследуемая группа - 57 общеобразовательных школ, 5960 школьников 7-11-х классов, 912 родителей и 240 педагогов г. Екатеринбурга. Среди учащихся имеет место высокая распространенность поведенческих факторов риска: нарушения в режиме дня (16,6-40,4 % по отдельным компонентам), низкая физическая активность (70,1 %), потребление алкоголя (43,4 %), табака (21,5 %), недостаточная профилактическая активность. При одинаково высоком уровне самооценки гигиенических знаний среди учащихся разного возраста отмечена более низкая самооценка образа жизни и более высокая частота факторов риска в образе жизни среди учащихся 11-х классов. Приобщение подростков к табаку и алкоголю сопряжено с комплексом факторов, характеризующих личностные особенности учащихся, организацию их жизни в семье и школе: низкая успеваемость и мотивация к учебе, общественной жизни и творческой деятельности, ранняя трудовая занятость, лояльное отношение к курению и употреблению алкоголя родителей и других членов семьи, отсутствие доверительных отношений в семье, организации жизни и контроля за поведением и досугом ребенка. Более половины школ имеют отдельные недостатки в оздоровительной работе, которые чаще всего связаны с недостаточным уровнем образования учителей в области профилактики, недостатками в организации физического воспитания учащихся, отсутствием в школе четкой политики содействия укреплению здоровья учащихся, отсутствием внешних связей по вопросам профилактики. Частота поведенческих факторов риска ассоциирована с такими разделами работы школы, как профилактическая активность педагогов, взаимодействие школы с родителями, наличие в школе системы обучения культуре здоровья.

Об авторах

Л. Л. Липанова
ГБОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия» Минздрава России
Россия


Г. М. Насыбуллина
ГБОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия» Минздрава России
Россия


М. О. Короткова
Центральный Екатеринбургский отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области
Россия


Список литературы

1. Бабикова А.С., Насыбуллина Г.М. Олькова С.З. Спорт как фактор, формирующий здоровье и здоровый образ жизни // Уральский медицинский журнал. - 2012. - № 10 (102). - С. 85-88.

2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: руководство для врачей. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 437 с.

3. Журавлева И.В. Поведенческие факторы здоровья подростков // Социология медицины. - 2002. -№ 1. - С. 32-47.

4. Касаткин В.Н., Чечельницкая С.М., Харисов Ф.Ф. Протокол оценки эффективности междисциплинарной республиканской программы содействия здоровью школьников // Школа здоровья. - 1999. - Т. 6, № 3. - С. 8-22.

5. Кучма В.Р. Медико-профилактические основы обучения и воспитания детей: руководство для медицинских и педагогических работников образовательных и лечебно-профилактических учреждений, санитарно-эпидемиологической службы. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. - 528 с.

6. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К. и др. Школы здоровья в России. - М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2009. - 128 с.

7. Липанова Л.Л., Насыбуллина Г.М., Ножкина Н.В. и др. Роль общеобразовательных учреждений в формировании здоровья и здорового образа жизни школьников Свердловской области // Уральский медицинский журнал. - 2012. - № 10 (102). - С. 81-84.

8. Рекомендации по сохранению и укреплению здоровья учащихся. - IUHPE, 2008.

9. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизация Европейских и Российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков). - М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2010. - 54 с.

10. Социальные детерминанты здоровья и благополучия подростков. Исследование «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья»: международный отчет по результатам обследования 2009-2010 гг. / Под ред. C. Currie и др. - Копенгаген, Европейское региональное бюро ВОЗ. - 2012. - 274 с.


Рецензия

Для цитирования:


Липанова Л.Л., Насыбуллина Г.М., Короткова М.О. РОЛЬ СЕМЬИ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ И ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. Acta Biomedica Scientifica. 2013;(3(1)):85-90.

For citation:


Lipanova L.L., Nasybullina G.M., Korotkova M.O. THE ROLE OF FAMILY AND EDUCATIONAL INSTITUTION IN HEALTH PROMOTION AND FORMATION OF CHILDREN’S LIFESTYLE. Acta Biomedica Scientifica. 2013;(3(1)):85-90. (In Russ.)

Просмотров: 544


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-9420 (Print)
ISSN 2587-9596 (Online)