Развитие кинестетической и пространственной основы движений в городской и сельской популяции детей
https://doi.org/10.29413/ABS.2025-10.2.18
Аннотация
Введение. Сенсомоторная система ребенка рассматривается в настоящее время как динамическая самоорганизующаяся система, формируемая под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. Это открывает широкие возможности для исследования особенностей развития в детском возрасте различных составляющих двигательной функции в разных условиях среды. В структуре произвольного движения большой интерес представляют кинестетический и пространственный факторы и их роль в формировании движений и действий в онтогенезе, в зависимости от популяционной принадлежности ребенка и влияния окружающей среды. В последние годы накапливается материал, свидетельствующий о различиях в когнитивном развитии некоторых особенностях мозговой организации у городских и сельских детей.
Цель. Изучение особенностей развития кинестетического и пространственного праксиса в городской и сельской популяции детей.
Материалы и методы. Обследовано1362 городских и 891 сельских детей в возрасте 4–10 лет, из них 1045 мальчиков и 1208 девочек. Состояние двигательной функции изучалось в рамках комплексного скринингового нейропсихологического обследования. Применялись стандартные процедуры использования проб на кинестетическую и пространственную организацию движений: пробы на праксис позы пальцев и проба Хэда.
Результаты. Выявленыособенностиразвитиякинестетическихипространственных факторов организации движений в популяциях городских и сельских детей. При этом преимущество в развитии кинестетических и пространственных компонентов двигательной функции выявлено у сельских детей, где их формирование отличалось большей стабильностью и интенсивностью, чем в городской популяции.
Заключение. Активный процесс формирования кинестетической и пространственной организации движений в рамках изучаемого возрастного периода заканчивался раньше в сельской популяции, чем в популяции городских детей.
Ключевые слова
Об авторах
В. М. ПоляковРоссия
Поляков Владимир Матвеевич – доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психонейросоматической патологии детского возраста
664003, г. Иркутск, ул. Тимирязева, 16
Л. В. Рычкова
Россия
Рычкова Любовь Владимировна – доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН, директор
664003, г. Иркутск, ул. Тимирязева, 16
Ж. B. Прохорова
Россия
Прохорова Жанна Владимировна – кандидат биологических наук, заведующий лабораторией психонейросоматической патологии детского возраста
664003, г. Иркутск, ул. Тимирязева, 16
А. С. Вотинева
Россия
Вотинева Анастасия Сергеевна – младший научный сотрудник лаборатории психонейросоматической патологии детского возраста
664003, г. Иркутск, ул. Тимирязева, 16
И. А. Черевикова
Россия
Черевикова Ирина Александровна – младший научный сотрудник лаборатории психонейросоматической патологии детского возраста
664003, г. Иркутск, ул. Тимирязева, 16
Список литературы
1. Deco G, Perl YS, Ponce-Alvarez A, Tagliazucchi E, Whybrow PC, Fuster JM, et al. One ring to rule them all: The unifying role of prefrontal cortex in steering task-related brain dynamics. Prog Neurobiol. 2023; 227: 102468. doi: 10.1016/j.pneurobio.2023.102468
2. Альберт С., Шадмер Р. Мозжечок учится предсказывать физику наших движений. В: Линден Д. Дж. (ред.) Мозговой трест. 40 ведущих нейробиологов – о том, что мы знаем и чего не знаем о мозге. М.: Синдбад; 2021; 258-261.
3. Roland PE. Dynamic depolarization fields in the cerebral cortex. Trends Neurosci. 2002; 25(4): 183-90. doi: 10.1016/s0166-2236(00)02125-1
4. Stepniewska I, Gharbawie OA, Burish MJ, Kaas JH. Effects of muscimolinactivations of functional domains in motor, premotor, and posterior parietal cortex on complex movements evoked by electrical stimulation. J Neurophysiol. 2014; 111(5): 1100-1119. doi: 10.1152/jn.00491.2013
5. Леонова С.В., Лукьянова И.Е. Состояние зрительно-моторной координации в процессе овладения графическими навыками первоклассниками с минимальными дизартрическими расстройствами. Детская и подростковая реабилитация. 2018; 4(36): 53-56.
6. Обносов В.Н. Влияние моторики на общее умственное развитие и методы развития моторики в раннем детстве. Наука и образование; 2021; 4(3): 19.
7. Бугун О.В., Машанская А.В., Аталян А.В., Михнович В.И., Белогорова Т.А., Власенко А.В., и др. Комплексная реабилитация пациентов с двигательными нарушениями при спастических формах ДЦП. Acta biomedica scientifica. 2021; 6(6-2): 82-91.
8. Polyakov VM, Dolgikh VV, Kolesnikova LI, Rychkova LV. Peculiarities of ontogenesis of brain functional systems in urban and village children. International journal of psychophysiology. 2008; 69(3): 297-298. doi: 10.1016/j.ijpsycho.2008.05.288
9. Долгих В.В., Рычкова Л.В., Мандзяк Т.В. Состояние здоровья детского населения в связи с сочетанным воздействием факторов окружающей среды. Вопросы современной педиатрии. 2005; 4(S1): 154-154.
10. Астахова Т.А., Рычкова Л.В., Погодина А.В., Мандзяк Т.В., Климкина Ю.Н. Сравнительная характеристика состояния здоровья подростков разных этнических групп Республики Бурятия. Экология человека. 2017; 6: 24-29. doi: 10.33396/1728-0869-2017-6-24-29
11. Шалькевич Л.В., Ивашина Е.Н., Кудлач А.И. Координационная функция у детей: значимость определения и методы выявления нарушений. Здравоохранение (Минск). 2020; 1(874): 34-41.
12. Глозман Ж.М. Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных. М.: Смысл, 2019.
13. Фотекова Т.А. Роль факторов среды в формировании высших психических функций в дошкольном и младшем школьном возрасте. Абакан: ООО “Книжное издательство “Бригантина”, 2015.
14. Хохлов Н.А., Ковязина М.С., Черкасова А.Н., Салихьянова Н.Р. Проба на реципрокную координацию рук: апробация количественной модификации методики. Вопросы психологии. 2016; 6: 141-149.
15. Яблокова Л.В. Нейропсихологическая диагностика развития высших психических функций у младших школьников. Кандидатская диссертация. М., 1998.
16. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.: Юрайт. 2025.
17. Кузева О.В., Романова А.А., Корнеев А.А., Ахутина Т.В. Динамика программирования и контроля и серийной организации движений как базовых компонентов письма (по данным графомоторных проб). Психологическая наука и образование. 2015; 20(1): 85-101. doi: 10.17759/pse.2015200110
18. Букинич А.М., Корнеев А.А., Матвеева Е.Ю., Ахутина Т.В., Гусев А.Н., Кремлев А.Е. Структурный анализ результатов нейропсихологического обследования детей 6-9 лет. Культурно-историческая психология. 2022; 18(2): 21-31. doi: 10.17759/chp.2022180203
19. Поляков В.М. Развитие высших психических процессов в городской и сельской популяциях детей. Культурно-историческая психология. 2008; 4(1): 9-16.
20. Жиркова А.В. Особенности развития контроля поведения у младших школьников из семей с различной этнокультурной принадлежностью. Экспериментальная психология. 2020; 13(1): 79-90. doi: 10.17759/exppsy.2020130106
21. Hermida MJ, Shalom DE, Segretin MS, Goldin AP, Abril MC, Lipina SJ, et al. Risks for child cognitive development in rural contexts. Front. Psychol. 2019; 9: 2735. doi: 10.3389/fpsyg.2018.02735
22. Freitas LL, Cardoso TSG, Argollo N, Mello CB. Socioeconomic status, urbanization and executive functions development: differences between urban and rural children. Psicologia: Teoria e Pesquisa. 2022; 38: e38220. doi: 10.1590/0102.3772e38220.en
23. Jasinska KK, Zinszer BD, Xu Z, Hannon J, Seri AB, Tanoh F, et al. Home learning environment and physical development impact children’s executive function development and literacy in rural Côte d’Ivoire. Cognitive Development. 2022; 64: 101265. doi: 10.1016/j.cogdev.2022.101265
24. Kühn S, Banaschewski T, Bokde ALW, Büchel C, Quinlan EB, Desrivieres S, et al. Brain structure and habitat: Do the brains of our children tell us where they have been brought up? NeuroImage. 2020; 222: 117225. doi: 10.1016/j.neuroimage.2020.117225
25. Besteher B, Gaser Ch, Spalthoff R, Nenadic I. Associations between urban upbringing and cortical thickness and gyrification. Journal of psychiatric research. 2017; 95: 114-120. doi: 10.1016/j.jpsychires.2017.08.012
26. Zhang X, Zhang Y, Yan H, Yu H, Zhang D, Mattay VS, et al. Childhood urbanicity is associated with emotional episodic memory-related striatal function and common variation in NTRK2. BMC Med. 2024; 22(1): 146. doi: 10.1186/s12916-024-03365-4
27. Ахутина Т.В. (ред.) Методы нейропсихологического обследования детей 6-9 лет. М.: Изд. В. Секачев, 2022.
28. Семенова Н.Б. Характеристика когнитивных функций у детей тувинцев: этнические и территориальные различия. Вопросы психологии. 2015; 6: 18-27.
Рецензия
Для цитирования:
Поляков В.М., Рычкова Л.В., Прохорова Ж.B., Вотинева А.С., Черевикова И.А. Развитие кинестетической и пространственной основы движений в городской и сельской популяции детей. Acta Biomedica Scientifica. 2025;10(2):180-190. https://doi.org/10.29413/ABS.2025-10.2.18
For citation:
Polyakov V.M., Rychkova L.V., Prokhorova Zh.V., Votineva A.S., Cherevikova I.A. Development of kinesthetic and spatial basis of movement in urban and rural populations. Acta Biomedica Scientifica. 2025;10(2):180-190. (In Russ.) https://doi.org/10.29413/ABS.2025-10.2.18