Preview

Acta Biomedica Scientifica

Расширенный поиск

Коррекция профессионального выгорания медицинских работников в процессе тренинга развития осознанности

https://doi.org/10.29413/ABS.2024-9.4.18

Аннотация

Введение. В статье рассмотрена проблема апробации очной версии программы снижения уровня выгорания «ОсНОВА» для медицинских работников.

Цель работы. Представление результатов программы сразу после её окончания и изучение устойчивости эффекта.

Материалы и методы. В рамках апробации программы было опрошено 49 врачей и медицинских сестёр. Использовались: Опросник выгорания Маслач; Опросник совладающего поведения Лазаруса и Фолкман; Тест депрессии Бека; Шкала воспринимаемого стресса; опросник SF-12; опросники для изучения осознанности.

Результаты. Установлено, что при реализации программы снижения уровня профессионального выгорания у медицинских работников, представленной в очном формате, происходит его статистически значимое снижение у тех испытуемых, у которых выгорание изначально было высоким. Это сопровождается ростом осознанности (прежде всего таких её компонентов, как Безоценочность, Наблюдение и Осознанность действий), продуктивных копинг-стратегий. У медицинских работников с относительно низким уровнем выгорания произошло улучшение ряда показателей, отражающих уровень последнего, а также повышение качества жизни. Достигнутый от программы эффект сохранялся по крайней мере в течение трёх месяцев после окончания её активной части.

Заключение. Программа «ОсНОВА» в очном формате может использоваться при профилактике профессионального выгорания медицинских работников. Планируется дополнительная работа по её совершенствованию.

Об авторах

К. М. Попова
ФГБНУ «Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека»
Россия

Попова Кристина Максимовна – лаборант-исследователь лаборатории социально-значимых проблем репродуктологии

 



М. Ю. Кузьмин
ФГБНУ «Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека»
Россия

Кузьмин Михаил Юрьевич – кандидат психологических наук, и. о. научного сотрудника лаборатории психонейросоматической патологии детского возраста



Список литературы

1. Петрова А.Г., Баянова Т.А., Ваняркина А.С., Рычкова Л.В. Мнение врачей различных специальностей o вакцинации: опасения и ожидания. Журнал инфектологии. 2020; 12(2): 104-112. doi: 10.22625/2072-6732-2020-12-2-104-112

2. Rodrigues H, Cobucci R, Oliveira A, Cabral JV, Medeiros L, Gurgel K, et al. Burnout syndrome among medical residents: A systematic review and meta-analysis. PloS One. 2018; 13(11): e0206840. doi: 10.1371/journal.pone.0206840

3. Zhou AY, Panagioti M, Esmail A, Agius R, Van Tongeren M, Bower P. Factors associated with burnout and stress in trainee physicians: A systematic review and meta-analysis. JAMA Netw Open. 2020; 3(8): e2013761. doi: 10.1001/jamanetworkopen.2020.13761

4. López‐López IM, Gómez‐Urquiza JL, Cañadas GR, De la Fuente EI, Albendín‐García L, Cañadas‐De la Fuente, Guillermo A. Prevalence of burnout in mental health nurses and related factors: A systematic review and meta‐analysis. International Journal of Mental Health Nursing. 2019; 28(5):1032-1041. doi: 10.1111/inm.12606

5. Huynh Ch, Bowles D, Yen MS, Phillips A, Waller R, Hall L, et al. Change implementation: The association of adaptive reserve and burnout among inpatient medicine physicians and nurses. J Interprof Care. 2018; 32(5): 549-555. doi: 10.1080/13561820.2018.1451307

6. Kuzmin MYu. Healthy and unhealthy lifestyles as factors of occupational burnout in obstetrics and gynecology physicians. Russian Open Medical Journal. 2023; 12(1): 103. doi: 10.15275/rusomj.2023.0103

7. Medisauskaite A, Kamau C. Does occupational distress raise the risk of alcohol use, binge-eating, ill health and sleep problems among medical doctors? A UK cross-sectional study. BMJ Open 2019: 9(5): e027362. doi: 10.1136/bmjopen-2018-027362

8. Kuzmin MYu, Tyumentseva DP, Rashidova MA, Sholokhov LF, Marianian AYu. Subjective assessment of stress and its relationship with neuroendocrine mechanisms of its development in obstetricians-gynecologists against the background of professional burnout. International Journal of Biomedicine. 2021; 11(4): 551-557. doi: 10.21103/Article11(4)_OA25

9. Дьяков Д.Г., Слонова А.И. Метод mindfulness как центральное направление «третьей волны» когнитивно-поведенческого подхода. Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017; 11(7): 160-163.

10. Lebares CC, Hershberger AO, Guvva EV, Desai A, Mitchell J, Shen W, et al. Feasibility of formal mindfulness-based stress-resilience training among surgery interns: A randomized clinical trial. JAMA Surgery. 2018; 153(10): e182734. doi: 10.1001/jamasurg.2018.2734

11. Rees C, Craigie M, Slatyer S, Heritage B, Harvey C, Brough P, et al. Mindful Self-Care and Resiliency (MSCR): Protocol for a pilot trial of a brief mindfulness intervention to promote occupational resilience in rural general practitioners. BMJ Open. 2018; 8(6): e021027. doi: 10.1136/bmjopen-2017-021027

12. Watanabe N, Horikoshi M, Shinmei I, Oe Y, Narisawa T, Kumachi M, et al. Brief mindfulness-based stress management program for a better mental state in working populations – Happy Nurse Project: A randomized controlled trial. J Affect Disord. 2019; 251: 186-194. doi: 10.1016/j.jad.2019.03.067

13. Кузьмин М.Ю., Сутурина Л.В. Развитие стратегий совладающего поведения: основные подходы. Acta biomedica scientifica. 2020; 6: 188-193. doi: 10.29413/ABS.2020-5.6.22

14. Gómez-Gascón T, Martín-Fernández J, Gálvez-Herrer M, Tapias-Merino E, Beamud-Lagos M, Mingote-Adán JC, et al. Effectiveness of an intervention for prevention and treatment of burnout in primary health care professionals. BMC Fam Pract. 2013; 14: 173. doi: 10.1186/1471-2296-14-173

15. Ameli R, Sinaii N, West CP, Luna MJ, Panahi S, Zoosman M, et al. Effect of a brief mindfulness-based program on stress in health care professionals at a US biomedical research hospital: A randomized clinical trial. JAMA Netw Open. 2020; 3(8): e2013424. doi: 10.1001/jamanetworkopen.2020.13424

16. Romek VG, Romek EA. Pleasure training. Saint Petersburg: Rech; 2003. (In Russ.).

17. Lozinskaya EI, Lutova NB, Vid VD. Systemic burnout syndrome index (based on the MBI test). Saint Petersburg: V. M. Bekhterev National Research Medical Center for Psychiatry and Neurology; 2007. (In Russ.)

18. Вассерман Л.И., Иовлев Б.В., Исаева Е.Р., Трифонова Е.А., Щелкова О.Ю. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личностиситуациями. СПб.: Санкт-Петербургский научно-исследовательский психо-неврологический институт им. Бехтерева; 2008.

19. Абабков В.А., Барышникова К., Воронцова-Венгер О.В., Горбунов И.А., Капранова С.В., Пологаева Е.А. и др. Валидизация русскоязычной версии опросника «Шкала воспринимаемого стресса-10». Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2016; 2: 6-15.

20. Hoffmann C, McFarland BH, Kinzie JD, Bresler L, Rakhlin D, Wolf S, et al. Psychometric properties of a Russian version of the SF12 Health Survey in a refugee population. Compr Psychiatry. 2005; 46(5): 390-397. doi: 10.1016/j.comppsych.2004.12.002

21. Голубев А.М., Дорошева Е.А. Особенности применения русскоязычной версии пятифакторного опросника осознанности. Сибирский психологический журнал. 2018; 69: 46-68. doi: 10.17223/17267080/69/3

22. Аталян А.В., Колесникова Л.И., Колесников С.И., Гржибовский А.М., Сутурина Л.В. Информационная система REDСap для сбора и хранения данных популяционных биомедицинских исследований. Экологиячеловека. 2019; 26(2): 52-59. doi: 10.33396/1728-08692019-2-52-59

23. Luken M, Sammons A. Systematic review of mindfulness practice for reducing job burnout. Am J Occup Ther. 2016; 70(2): 7002250020p1-7002250020p10. doi: 10.5014/ajot.2016.016956

24. Gold E, Smith A, Hopper I, Herne D, Tansey G, Hulland C. Mindfulness-based stress reduction (MBSR) for primary school teachers. J Child Family Studies. 2010; 19: 184-189. doi: 10.1007/s10826-009-9344-0

25. Dunne PJ, Lynch J, Prihodova L, O’Leary C, Ghoreyshi A, Basdeo SA, et al. Burnout in the emergency department: Randomized controlled trial of an attention-based training program. J Integr Med. 2019; 17(3): 173-180. doi: 10.1016/j.joim.2019.03.009

26. Anderson VL, Levinson EM, Barker W, Kiewra KR. The effects of meditation on teacher perceived occupational stress, state and trait anxiety, and burnout. School Psychol Quarter. 1999; 14: 3-25. doi: 10.1037/h0088995

27. Taylor SG, Roberts AM, Zarrett N. A brief Mindfulness-Based Intervention (bMBI) to reduce teacher stress and burnout. Teach Teach Educ. 2021; 100: 103284. doi: 10.1016/j.tate.2021.103284

28. Luthar SS, Curlee A, Tye SJ, Engelman JC, Stonnington CM. Fostering resilience among mothers under stress: "Authentic Connections Groups" for medical professionals. Women Health Iss. 2017; 27(3): 382-390. doi: 10.1016/j.whi.2017.02.007

29. Romani M, Ashkar K. Burnout among physicians. Libyan J Med. 2014; 9(1): 23556. doi: 10.3402/ljm.v9.23556

30. Heber E, Lehr D, Ebert DD, Berking M, Riper H. Web-based and mobile stress management intervention for employees: A randomized controlled trial. J Med Internet Res. 2016; 18(1): e21. doi: 10.2196/jmir.5112


Рецензия

Для цитирования:


Попова К.М., Кузьмин М.Ю. Коррекция профессионального выгорания медицинских работников в процессе тренинга развития осознанности. Acta Biomedica Scientifica. 2024;9(4):160-172. https://doi.org/10.29413/ABS.2024-9.4.18

For citation:


Popova K.M., Kuzmin M.Yu. Correction of professional burnout of health workers in the process of mindfulness-based training. Acta Biomedica Scientifica. 2024;9(4):160-172. (In Russ.) https://doi.org/10.29413/ABS.2024-9.4.18

Просмотров: 337


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-9420 (Print)
ISSN 2587-9596 (Online)