Preview

Acta Biomedica Scientifica

Расширенный поиск

Психометрические свойства Сокращённой шкалы математической тревожности на выборке российских старшеклассников

https://doi.org/10.29413/ABS.2024-9.1.16

Аннотация

Обоснование. Математическая тревожность – это  состояние страха и тревоги, которое испытывает индивид, когда взаимодействует с математическими задачами. В настоящее время имеется недостаток опросников для  измерения математической тревожности у  русскоговорящих школьников.

Цель исследования. В исследовании анализировались факторная структура и психометрические свойства Сокращённой шкалы математической тревожности (СШМТ).

Методы. В исследовании приняли участие 1198 школьников 10–11-х классов. Производился анализ психометрических свойств по СШМТ.

Результаты. Анализ СШМТ выявил бифакторную структуру опросника с субшкалами тревожности изучения математики (ТИМ) и тревожности математической оценки (ТМО) и общей шкалой математической тревожности. Бифакторная модель продемонстрировала лучшие индексы соответствия. Анализ подтвердил надёжные оценки внутренней согласованности (альфа Кронбаха для субшкалы ТИМ = 0,82, для субшкалы ТМО = 0,75, для  общей СШМТ  =  0,95). Была подтверждена внешняя валидность СШМТ. ТИМ обнаружила меньшие оценки по сравнению с ТМО. Распределение оценок общей шкалы СШМТ было смещено к  низким значениям. Девочки продемонстрировали более высокие показатели по  всем шкалам опросника. Анализ также подтвердил инвариантность измерения как для мальчиков, так и для девочек.

Заключение. На основе проведённого анализа можно сделать вывод, что СШМТ является валидным инструментом для оценки математической тревожности у старшеклассников.

Об авторах

Ю. А. Маракшина
ФГБУ «Российская академия образования»
Россия

Маракшина Юлия Александровна – кандидат психологических наук, главный аналитик Центра междисциплинарных исследований в сфере наук об образовании, 

119121, г. Москва, ул. Погодинская, 8



А. А. Павлова
ФГБУ «Российская академия образования»
Россия

Павлова Анна Андреевна – главный специалист Центра междисциплинарных исследований в  сфере наук об  образовании, 

119121, г. Москва, ул. Погодинская, 8



В. И. Исматуллина
ФГБНУ «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований»
Россия

Исматуллина Виктория Игоревна – кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории возрастной психогенетики, 

125009, г. Москва, ул. Моховая, 9, стр. 4



М. М. Лобаскова
ФГБУ «Российская академия образования»
Россия

Лобаскова Марина Михайловна – кандидат психологических наук, главный специалист Центра междисциплинарных исследований в сфере наук об образовании, 

119121, г. Москва, ул. Погодинская, 8



Т. В. Адамович
ФГБУ «Российская академия образования»
Россия

Адамович Тимофей Валерьевич – главный специалист Центра междисциплинарных исследований в  сфере наук об  образовании, 

119121, г. Москва, ул. Погодинская, 8



С. А. Миронец
ФГБУ «Российская академия образования»
Россия

Миронец Софья Анатольевна – главный специалист Центра междисциплинарных исследований в  сфере наук об  образовании, 

119121, г. Москва, ул. Погодинская, 8



М. А. Ситникова
ФГБУ «Российская академия образования»
Россия

Ситникова Мария Александровна – кандидат психологических наук, главный аналитик Центра междисциплинарных исследований в сфере наук об образовании, 

119121, г. Москва, ул. Погодинская, 8



С. Б. Малых
ФГБУ «Российская академия образования»; ФГБНУ «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований»
Россия

Малых Сергей Борисович – доктор психологических наук, научный руководитель Центра междисциплинарных исследований в сфере наук об образовании, 119121, г. Москва, ул. Погодинская, 8;

руководитель лаборатории возрастной психогенетики, 125009, г. Москва, ул. Моховая, 9, стр. 4



Список литературы

1. Budakova AV, Likhanov MV, Blonievski T, Malykh SB, Kovas YuV. Math anxiety: Etiology, development and relationship with success in mathematics. Voprosy Psychologii. 2020; 1: 109-118. (In Russ.).

2. Wang Z, Lukowski SL, Hart SA, Lyons IM, Thompson LA, Kovas Y, et al. Is math anxiety always bad for math learning? The role of math motivation. Psychol Sci. 2015; 26(12): 1863-1876. doi: 10.1177/0956797615602471

3. Malanchini M, Rimfeld K, Shakeshaft NG, Rodic M, Schofield K, Selzam S, et al. The genetic and environmental aetiology of spatial, mathematics and general anxiety. Sci Rep. 2017; 7(1): 42218. doi: 10.1038/srep42218

4. Beilock SL, Rydell RJ, McConnell AR. Stereotype threat and working memory: Mechanisms, alleviation, and spillover. J Exp Psychol Gen. 2007; 136(2): 256. doi: 10.1037/0096-3445.136.2.256

5. Vukovic RK, Roberts SO, Green Wright L. From parental involvement to children’s mathematical performance: The role of mathematics anxiety. Early Educ Dev. 2013; 24(4): 446-467. doi: 10.1080/10409289.2012.693430

6. Goetz T, Bieg M, Lüdtke O, Pekrun R, Hall NC. Do girls really experience more anxiety in mathematics? Psychol Sci. 2013; 24(10): 2079-2087. doi: 10.1177/0956797613486989

7. Ramirez G, Hooper SY, Kersting NB, Ferguson R, Yeager D. Teacher math anxiety relates to adolescent students’ math achievement. AERA Open. 2018; 4(1): 2332858418756052. doi: 10.1177/2332858418756052

8. Ashcraft MH, Krause JA. Working memory, math performance, and math anxiety. Psychon Bull Rev. 2007; 14: 243-248. doi: 10.3758/BF03194059

9. Lyons IM, Beilock SL. When math hurts: Math anxiety predicts pain network activation in anticipation of doing math. PloS One. 2012; 7(10): e48076. doi: 10.1371/journal.pone.0048076

10. Eysenck MW, Derakshan N, Santos R, Calvo MG. Anxiety and cognitive performance: Attentional control theory. Emotion. 2007; 7(2): 336. doi: 10.1037/1528-3542.7.2.336

11. Fournier KA, Couret J, Ramsay JB, Caulkins JL. Using collaborative two‐stage examinations to address test anxiety in a large enrollment gateway course. Anat Sci Educ. 2017; 10(5): 409-422. doi: 10.1002/ase.1677

12. Xie F, Xin Z, Chen X, Zhang L. Gender difference of Chinese high school students’ math anxiety: The effects of self-esteem, test anxiety and general anxiety. Sex Roles. 2019; 81: 235-244. doi: 10.1007/s11199-018-0982-9

13. Szczygiel M. Gender, general anxiety, math anxiety and math achievement in early school-age children. Iss Educ Res. 2020; 30(3): 1126-1142. doi: 10.3316/informit.465488906598804

14. Tomasetto C. Gender stereotypes, anxiety, and math outcomes in adults and children. In: Mathematics Anxiety. Routledge; 2019: 178-189. doi: 10.1177/1073191103010002008

15. Hopko DR, Mahadevan R, Bare RL, Hunt MK. The abbreviated math anxiety scale (AMAS) construction, validity, and reliability. Assessment. 2003; 10(2): 178-182. doi: 10.1177/10731911 03010002008

16. Cohen LA, Limbers CA. Factor structure and gender invariance of the Abbreviated Math Anxiety Scale (AMAS) in middle school students. Trends Psychol. 2022; 30(4): 788-807. doi: 10.1007/s43076-022-00167-6

17. Cipora K, Szczygieł M, Willmes K, Nuerk HC. Math anxiety assessment with the Abbreviated Math Anxiety Scale: Applicability and usefulness: Insights from the Polish adaptation. Front Psychol. 2015; 6: 1833. doi: 10.3389/fpsyg.2015.01833

18. Schillinger FL, Vogel SE, Diedrich J, Grabner RH. Math anxiety, intelligence, and performance in mathematics: Insights from the German adaptation of the Abbreviated Math Anxiety Scale (AMAS-G). Learn Individ Differ. 2018; 61: 109-119. doi: 10.1016/j.lindif.2017.11.014

19. Martín-Puga ME, Justicia-Galiano MJ, Gómez-Pérez MM, Pelegrina S. Psychometric properties, factor structure, and gender and educational level invariance of the Abbreviated Math Anxiety Scale (AMAS) in Spanish children and adolescents. Assessment. 2022; 29(3): 425-440. doi: 10.1177/1073191120980064

20. Kamoi R, Kobayashi K. Why is the Mahalanobis distance effective for anomaly detection? arXiv.org. 2020. doi: 10.48550/arXiv.2003.00402

21. Ghorbani H. Maxalanobis distance and its application for detecting multivariate outliers. Facta Universitatis. Series Mathematics and Informatics. 2019; 34(3): 583-595. doi: 10.22190/ FUMI1903583G

22. Spielberger CD, Gorsuch RL, Lushene R. Manual for the State-Trait Anxiety Inventory (“Self-evaluation questionnaire”). Consulting Psychologists Press; 1970.

23. Ismatullina V, Adamovich T, Zakharov I, Vasin G, Voronin I. The place of gender stereotypes in the network of cognitive abilities, self-perceived ability and intrinsic value of school in school children depending on sex and preferences in STEM. Behav Sci. 2022; 12(3): 75. doi: 10.3390/bs12030075

24. Cipora K, Santos FH, Kucian K, Dowker A. Mathematics anxiety – Where are we and where shall we go? Ann N Y Acad Sci. 2022; 1513(1): 10-20. doi: 10.1111/nyas.14770

25. Lyneham HJ, Street AK, Abbott MJ, Rapee RM. Psychometric properties of the school anxiety scale – Teacher report (SAS-TR). J Anxiety Disord. 2008; 22(2): 292-300. doi: 10.1016/j.janxdis.2007.02.001

26. Egorenko TA, Lobanova AV, Chumachenko DV. Results of standardization of the Phillips School Anxiety Test [Dataset]. RusPsyData: Repozitorii psikhologicheskikh issledovanii I instrumentov. 2023. (In Russ.). doi: 10.48612/MSUPE/417h-9km5-fx9t

27. Egorenko TA, Lobanova AV, Chumachenko DV. Phillips School Anxiety Test: Results of standardization of the Russian version of the Phillips School Anxiety Test. Bulletin of Psychological Practice in Education. 2023; 20(3): 39-54. (In Russ.). doi: 10.17759/bppe.2023200303

28. Borisova NA, Belobrykina OA, Geidebrekht NA, Shtaits TK. Math anxiety: Diagnostic contradictions (based on the example of analysis of B. Phillips methodology). PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2016; 2: 123-165.

29. Núñez-Peña MI, Guilera G. Development and validation of the brief Math Anxiety Scale (BMAS) in university students. Psicothema. 2023; 35(4): 406-413. doi: 10.7334/psicothema2022.434

30. Buratta L, Piccirilli M, Lanfaloni GA, Ilicini S, Bedetti C, Elisei S. Mathematics anxiety and cognitive performance in adolescent students. Psychiatr Danub. 2019; 31: 479-485.

31. Gibeau RM, Maloney EA, Béland S, Lalande D, Cantinotti M, Williot A, et al. The correlates of statistics anxiety: Relationships with spatial anxiety, mathematics anxiety and gender. J Numer Cogn, 2023; 9(1): 16-43. doi: 10.5964/jnc.8199

32. Chen FF. Sensitivity of goodness of fit indexes to lack of measurement invariance. Struct Equ Modeling. 2007; 14(3): 464- 504. doi: 10.1080/10705510701301834

33. Sadiković S, Milovanović I, Oljača M. Another psychometric proof of the Abbreviated Math Anxiety Scale usefulness: IRT analysis. Primenjena Psihologija. 2018; 11(3): 301-323. doi: 10.19090/pp.2018.3.301-323


Рецензия

Для цитирования:


Маракшина Ю.А., Павлова А.А., Исматуллина В.И., Лобаскова М.М., Адамович Т.В., Миронец С.А., Ситникова М.А., Малых С.Б. Психометрические свойства Сокращённой шкалы математической тревожности на выборке российских старшеклассников. Acta Biomedica Scientifica. 2024;9(1):151-160. https://doi.org/10.29413/ABS.2024-9.1.16

For citation:


Marakshina J.A., Pavlova A.A., Ismatullina V.I., Lobaskova M.M., Adamovich T.V., Mironets S.A., Sitnikova M.A., Malykh S.B. Psychometric properties of abbreviated math anxiety scale in Russian high schoolers. Acta Biomedica Scientifica. 2024;9(1):151-160. https://doi.org/10.29413/ABS.2024-9.1.16

Просмотров: 645


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-9420 (Print)
ISSN 2587-9596 (Online)