Preview

Acta Biomedica Scientifica

Расширенный поиск

Взаимосвязь эмоционального интеллекта с академической успеваемостью студентов вуза

https://doi.org/10.29413/ABS.2022-7.1.13

Аннотация

Обоснование. Проблема развития эмоционального интеллекта и поиска его взаимосвязи с разными факторами остаётся актуальной, поскольку в современных исследованиях существуют противоречивые данные о  характере взаимосвязи эмоционального интеллекта с академической успеваемостью.

Цель исследования: уточнение величины и знака взаимосвязи между уровнем развития эмоционального интеллекта студентов вуза и их академической успеваемостью.

Методы исследования. В исследовании приняли участие 83 студента от 18 до 47  лет, обучающихся на первом-четвёртом курсах бакалавриата вузов Москвы направлений «Психолого-педагогическое образование», «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки», «Педиатрия», «Сестринское дело». Метод исследования – письменный опрос (методики Д.В.  Люсина, Н.  Холла, анкетирование). Для изучения взаимосвязи между переменными был использован метод корреляции Спирмена.

Результаты. В выборке преобладали студенты бакалавриата женского пола (75  чел.). У студентов преобладает средний уровень развития эмоционального интеллекта, уровень развития межличностного эмоционального интеллекта выше уровня развития внутриличностного эмоционального интеллекта. Выявлена тенденция в повышении академической успеваемости у студентов магистратуры по сравнению со студентами бакалавриата. Между академической успеваемостью студентов и общим эмоциональным интеллектом выявлена корреляционная связь (r=0,331; р <0,01). Теснота корреляционной связи между компонентами эмоционального интеллекта и академической успеваемостью более выражена по отношению к межличностному эмоциональному интеллекту (r = 0,3407), чем к внутриличностному (r = 0,3251; р >< 0,01).

Заключение. Мы выявили, что чем выше уровень академической успеваемости студентов, тем выше уровень эмоционального интеллекта; межличностный эмоциональный интеллект студентов более тесно связан с академической успеваемостью. 

Об авторах

Е. М. Листик
ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»
Россия

кандидат психологических наук, доцент, доцент департамента психологии Института педагогики и психологии образования, 

129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4



Е. А. Курганова
ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»
Россия

кандидат психологических наук, доцент департамента психологии Института педагогики и психологии образования, 

129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4



Е. Л. Кудрявцева
Международные сетевые лаборатории с распределённым участием «Инновационные технологии в сфере поликультурного образования» (ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» – Международный научнообразовательный центр «Межкультурная коммуникация и русский язык» / IKaRuS e.V.)
Германия

кандидат педагогических наук, научный руководитель международных сетевых лабораторий «Инновационные технологии в сфере поликультурного образования», ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»;

научный руководитель международного методического совета по многоязычию и межкультурной коммуникации, НОЦ ИКаРуС,

17682, г. Гутов, ул. Хэгэрфэльдэр Вэг, 4



О. А. Пашкова
ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»
Россия

 магистрант Института педагогики и психологии образования, 

129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4



Список литературы

1. Александрова А.А. Особенности эмоционального интеллекта и перфекционизма у студентов. Сибирский педагогический журнал. 2016; 6: 79-82.

2. Марченко А.В., Борзилова Н.С. Личностные особенности студентов с разной академической успеваемостью. Молодой учёный. 2016; 24(128): 292-296.

3. Исаева Е.Р., Тюсова О.В., Тишков А.В., Шапоров А.М., Павлова О.В., Ефимов Д.А. и др. Поиск прогностических критериев академической успеваемости студентов. Университетское управление: практика и анализ. 2017; 21(2): 163-175. doi: 10.15826/umpa.2017.02.030

4. Maguire R, EganA, Hyland P, Maguire P. Engaging students emotionally: The role of emotional intelligence in predicting cognitive and affective engagement in higher education. High Educ Res Dev. 2017; 36(2): 343-357. doi: 10.1080/07294360.2016.1185396

5. MacCann C, Jiang Y, Brown LER, Double KS, Bucich M, MinbashianA. Emotional intelligence predicts academic performance: A meta-analysis. Psychol Bull. 2020; 146(2): 150-186. doi: 10.1037/bul0000219

6. Запорожцева Г.Е., Шолтян Ю.О., Васильченко А.Ю. Взаимосвязь эмоционального интеллекта с академической успеваемостью студентов. Общество: социология, психология, педагогика. 2021; 6: 67-76. doi: 10.24158/spp.2021.6.11

7. Котомина О.В. Исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и академической успеваемости студентов университета. Образование и наука. 2017; 19(10): 91-105. doi: 10.17853/1994-5639-2017-10-91-105

8. Белкова И.В. Взаимосвязь личностного потенциала и академической успеваемости студентов. Молодёжь и наука: Cборник материалов IХ Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных с международным участием, посвящённой 385-летию со дня основания г. Красноярска. Красноярск: Сибирский федеральный ун-т; 2013. URL: https://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2013/thesis/s089/s089-001.pdf [дата доступа: 27.12.2021].

9. Jan SU, Anwar MA. Emotional intelligence, library use and academic achievement of university students. J Aus Libr Inf Assoc. 2019; 68(1): 38-55. doi: 10.1080/24750158.2019.1572482

10. Kornilova TV, Chumakova MA, Krasavtseva YV. Emotional intelligence, patterns for coping with decisional conflict, and academic achievement in cross-cultural perspective (evidence from selective Russian and Azerbaijani student populations). Psychology in Russia: State of the Art. 2018; 11(2): 114-133.

11. Salovey P, MayerJD. Emotional intelligence. Imagin Cogn Pers. 1990; 9(3): 185-211. doi: 10.2190/DUGG-P24E-52WK-6CDG

12. Наймушина Л.М. История становления понятия «эмоциональный интеллект» в психологической науке. Педагогика: история, перспективы. 2020; 3(4): 63-70. doi: 10.17748/2686-9969-2020-3-4-63-70

13. Андреева И.Н. Современные представления об эмоциональном интеллекте и его месте в структуре личности. Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2017; 2: 104-109.

14. Савенков А.И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха. Вестник практической психологии образования. 2006; 3(1): 30-38.

15. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. В кн.: Люсин Д.В., Ушаков Д.В. Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования. М.: Институт психологии РАН; 2004: 29-36.

16. Мещерякова И.Н. Формирование эмоционального интеллекта студентов-психологов в процессе обучения в вузе. Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2010; 1(81): 157-159.

17. Pandey PK, Gupta N, Giri P. The impression of emotional intelligence on university student’s academic performance. Int J Recent Technol Eng. 2019; 8(3): 2171-2178.

18. Safina AM, Arifullina RU, Ganieva AM, Katushenko OA. Emotional intelligence in teacher’s activities. Journal of History Culture and Art Research. 2020; 9(2): 61-71. doi: 10.7596/taksad. v9i2.2677


Рецензия

Для цитирования:


Листик Е.М., Курганова Е.А., Кудрявцева Е.Л., Пашкова О.А. Взаимосвязь эмоционального интеллекта с академической успеваемостью студентов вуза. Acta Biomedica Scientifica. 2022;7(1):106-113. https://doi.org/10.29413/ABS.2022-7.1.13

For citation:


Listik E.M., Kurganova E.A., Kudryavtseva E.L., Pashkova O.A. The relationship of emotional intelligence with academic performance of university students. Acta Biomedica Scientifica. 2022;7(1):106-113. (In Russ.) https://doi.org/10.29413/ABS.2022-7.1.13

Просмотров: 2155


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-9420 (Print)
ISSN 2587-9596 (Online)